«Выступление Силуанова можно было бы приписать какому-нибудь оппозиционному политику»
На прошлой неделе министр финансов России Антон Силуанов выступил на Международном форуме в Финансовом университете и рассказал о проблемах, с которыми сталкивается бюджет. Хотя в выступлении министра содержались достаточно радикальные идеи, экономист Сергей Алексашенко не считает, что это приведет к переменам.
Если не знать, какую должность занимает Антон Силуанов, то его выступление можно было бы приписать какому-нибудь оппозиционному политику. Потому что говорил он о том, каким бюджет России должен быть, из чего немедленно становилось ясным, что таким он будет не скоро. «..Структура … расходов должна быть иной… Больше средств надо направлять на инфраструктуру, больше средств надо направлять на человеческий капитал… Нужно выбирать самые эффективные (расходы), которые влияют на экономический рост», — говорил министр. Но при этом уже который год подряд расходы, связанные с человеческим капиталом, с развитием инфраструктуры, занимают в бюджете все меньше и меньше места. И я не слышал о том, чтобы Минфин в рамках бюджетного процесса предлагал бы сделать что-то по иному.
В дополнение к этому министр предлагает сократить расходы бюджета в принципе. Иначе, говорит он, резервы закончатся, и нужно будет повышать налоги. Но если соединить эти две мысли — общее сокращение расходов и повышение расходов на человеческий капитал, — то получается, что нужно резко сократить остальные расходы. А именно расходы на бюрократию, на силовиков и на армию. Этих слов, правда, министр не произнес. И понятно почему — именно из-за этого лишился своей должности его предшественник Алексей Кудрин. А покидать министерский кабинет на Ильинке Антон Силуанов явно не готов.
Дальше — больше. «Новое руководство РЖД резко снижает те издержки, которые раньше не давали компании получить прибыль и требовали субсидий из федерального бюджета. Такую работу надо проводить по каждой из госструктур», — провозгласил министр. Я не готов обсуждать итоги деятельности нового руководителя РЖД — слишком мало времени сидит он в своем кресле, а обещать сократить расходы не значит сделать это. Но мне хорошо понятно, что прежнему руководству РЖД даже сама мысль о сокращении издержек не могла прийти в голову. Эти мысли могли прийти только в свежую голову.
Но точно так же мысли о сокращении издержек вряд ли могут прийти в голову руководителям других госкомпаний, сидящим в своих кабинетах десяток лет и более. Неужели, подумал я, министр финансов решил публично выступить за смену их руководства? Нет, конечно, этого Антон Силуанов не предложил.
А что тогда остается в сухом остатке? Набор правильных слов, за которыми, традиционно, не следует никаких поступков? Одним словом, так — «чижика съел», как говаривал Салтыков-Щедрин.