"Благотворительность для меня — это..."
Учредители фондов — о мотивах и целях своей деятельности
"Огонек" попросил учредителей крупнейших частных благотворительных фондов страны продолжить фразу
"Помогать надо и активным людям — социальным предпринимателям"
Вагит Алекперов, учредитель фонда региональных социальных программ "Наше будущее"
Благотворительность — это по-человечески необходимая для меня деятельность, которой я в разных формах занимаюсь уже много-много лет, начиная с работы в Западной Сибири. Мое отношение к благотворительности прошло традиционную для многих филантропов эволюцию — помогать нужно не только нуждающимся, но и активным людям, которые готовы и хотят поддержать первых, но не имеют финансовых средств, необходимых знаний и умений. И я основал фонд региональных социальных программ "Наше будущее", целью которого стал поиск и поддержка людей, для которых решение социальных проблем важнее размера прибыли,— социальных предпринимателей. Классическая благотворительность дает однократный и кратковременный эффект, а социальное предпринимательство — многократный, продолжительный и возобновляемый. Мой фонд предоставляет предпринимателям — победителям конкурса "Социальный предприниматель" поддержку в виде беспроцентных займов. Возвращаемые ими средства передаются следующему заемщику и постоянно умножают социальный эффект.
"В моем случае коллекционирование и благотворительность рядом"
Виктор Вексельберг, учредитель культурно-исторического фонда "Связь времен", сооснователь благотворительного фонда "Ренова", соучредитель совместно с супругой Мариной благотворительного фонда "Добрый век"
Для меня благотворительность — это осознанная необходимость, а если быть точнее — возможность очень правильно потратить деньги, которые удалось заработать. Сначала ты используешь эту возможность нерегулярно и хаотично, но со временем разрозненные действия обретают форму: создается один фонд, потом другой. В моем случае коллекционирование и благотворительность все время оказывались рядом. Поэтому в 2004 году, когда мною была приобретена крупнейшая в мире коллекция произведений прославленной российской ювелирной фирмы Карла Фаберже, был основан культурно-исторический фонд "Связь времен", который сегодня занимается не только возвращением в Россию утраченных исторических ценностей, но и пополнением коллекции, ее хранением и выставками.
"Мы создаем условия для развития молодежи"
Олег Дерипаска, учредитель фонда "Вольное дело"
Все проекты, которые реализует мой фонд "Вольное дело", носят системный характер. Это программы, направленные на изменение и создание условий для развития, в первую очередь молодежи, в образовании, науке и культуре. Мы почти 20 лет способствуем воспитанию инженерных кадров для российской промышленности, выделяем гранты молодым ученым, поддерживаем деятельность университетов, школ, творческих коллективов. В основном проекты реализуются в российских регионах, где сосредоточены активы группы "Базовый элемент". По понятным причинам в регионах пока гораздо меньше возможностей для развития молодежи, чем в столице. Именно создание возможностей, помощь в поиске правильных жизненных ориентиров являются основной задачей фонда. Нашей стране сейчас особенно необходимо новое поколение образованных и мотивированных специалистов, способных развивать технологический и инженерный потенциал. Бизнес может создавать условия для правильного жизненного старта специалистов, помочь с ориентирами и получением необходимых навыков. Изменить качество жизни в стране могут только те, кто хочет и умеет работать. Именно на таких молодых ребят направлены наши программы.
"Это ощущение правильности и нужности"
Владимир Потанин, учредитель Благотворительного фонда Владимира Потанина
Для меня благотворительность — это очень нужное и важное дело. Это и возврат обществу, и возрождение традиций решать проблемы всем вместе плюс положительная память о себе. Благотворительность — это индикатор степени развития общества и страны в целом. Нам необходимо менять отношение общества к благотворительности. Важно, когда дети начинают заниматься благотворительностью и учатся отдавать со школьной скамьи. Важно, чтобы люди начали верить, что творить добро возможно без какой-либо личной выгоды, за исключением ощущения правильности и нужности.
"Работа с людьми позволила мне лучше понять российское общество"
Ирина Прохорова, соучредитель Фонда Михаила Прохорова (Благотворительного фонда культурных инициатив)
Благотворительность с годами стала для меня гораздо большим, нежели выполнение гражданского долга. Она стала смыслом жизни, стержнем идентичности, способом самопознания и самовоспитания. К тому же работа с людьми позволила мне лучше понять российское общество, которое гораздо лучше, чем оно само о себе думает. Может быть, поэтому, вопреки всем негативным событиям последнего времени, я не теряю оптимизма.
"Это наш вклад в развитие страны и общества"
Елена Тимченко, соучредитель Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко
Благотворительность — это наш вклад в развитие страны и общества. Наверное, каждый на своем месте делает то, что он может и должен. Как писал Вольтер, нужно возделывать свой сад. Мы не можем заменить собой государство, но готовы эффективно его дополнять. В основном наш фонд работает в регионах, там, где не так много альтернативных ресурсов для социального развития. Большинство программ направлено на изменение отношения людей к своей малой родине через поддержку их инициатив, помощь в развитии и решении социальных проблем. Нам кажется важным остановить вымывание провинции и сохранить там наиболее активных людей, готовых менять мир вокруг себя. Здесь главное и самое сложное — показать людям новые возможности, укрепить их веру в собственные силы. Проекты, которые мы создаем, отрабатываем и потом тиражируем и которые могут быть интересны и государству, и другим НКО, и экспертам,— это наша помощь стране и государству. Можно назвать это долгосрочными социальными инвестициями. При этом мы не боимся рисковать, внедрять новые подходы и практики в нашу работу.
"Благотворительность — если у тебя есть возможность что-то сделать, то надо этим обязательно заниматься"
Алишер Усманов, учредитель благотворительного фонда "Искусство, наука и спорт"
Благотворительность как для меня, так и для общества в целом, выражается в одном — люди должны любить ближних, как самих себя. Если у тебя есть возможность что-то сделать, а в материальном мире это можно сделать той или иной формой финансового участия, то надо этим обязательно заниматься по мере твоего успеха в бизнесе. А уж тем более если этот успех дает тебе возможность выбирать, какого масштаба помощь ты можешь оказать.
"Меня волнует будущее детей и страны"
Николай Цветков, учредитель благотворительного детского фонда "Виктория"
Для меня и моей семьи филантропическая деятельность, направленная на поддержку культуры и духовности, укрепление семейных ценностей и помощь детям, оставшимся без родителей, имеет большое значение. В ноябре 2004 года мы создали детский фонд "Виктория", на благотворительные программы которого за прошедшие годы пожертвовали 2,6 млрд рублей. Первые 7 лет фонд помогал детям, живущим в детских домах. Мы работали в 46 регионах России, занимались благоустройством детских учреждений, социализацией и профориентацией находящихся там детей. В 2011 году на первый план вышли программы по профилактике социального сиротства и помощи детям-сиротам в обретении семьи. Для устойчивости фонда было сделано многое: сформирован целевой капитал, накоплены необходимые знания и отработаны технологии помощи ребенку и семье. Я с удовлетворением отмечаю, что фонд стал зрелой организацией, имеющей хорошие психологические, социальные и управленческие компетенции, востребованные обществом. Сейчас команда фонда готова к самостоятельной жизни, к новому этапу развития. И я надеюсь, что на этом пути у фонда появятся новые единомышленники, партнеры и благотворители, которых волнует будущее детей и страны.
О тех, кого нет в топ-8
При составлении топ-8 не учитывались российские благотворители, которые имеют крупные частные фонды, но чья деятельность не носит публичного характера, и те, кто жертвует через корпоративные фонды своих компаний, через передачу средств другим благотворительным фондам, в частности фандрайзинговым, или напрямую, без создания частного фонда.