Самолет не выдержал льда и снега

По делу о крушении ATR-72 виновными признаны техники и погибший пилот

Тюменский райсуд вынес приговор по резонансному уголовному делу о крушении в апреле 2012 года под Тюменью самолета ATR-72 авиакомпании UTair. Суд подтвердил версию следствия о том, что виновными в катастрофе стали погибший пилот Сергей Анцин и двое сотрудников сервисной компании «ЮТэйр-Техник», которые обслуживали воздушное судно перед вылетом и не провели противообледенительную обработку самолета. Защита не исключает обжалования приговора.

Фото: Марат Губайдуллин, Коммерсантъ

Как сообщила „Ъ” помощник председателя Тюменского райсуда Эльвира Яковлева, вчера судья Галина Якубовская огласила приговор по уголовному делу пилота Сергея Анцина, начальника смены ООО «ЮТэйр-Техник» Анатолия Петроченко и авиамеханика данной компании Андрея Писарева. «По решению суда, в отношении господина Анцина дело было прекращено в связи с его смертью (не по реабилитирующим основаниям. — „Ъ”), а остальным фигурантам дела назначено наказание в виде пяти лет и одного месяца отбывания наказания в колонии-поселении каждому», — отметили в суде. Там подчеркнули, что подсудимые после вступления приговора в силу обязаны самостоятельно прибыть в колонию.

Напомним, катастрофа с самолетом ATR-72-201 авиакомпании UTair, который выполнял рейс из Тюмени в Сургут, произошла 2 апреля 2012 года. Согласно реконструированным специалистами Межгосударственного авиационного комитета (МАК) событиям, самолет в штатном режиме оторвался от полосы. На высоте около 200 м началась уборка закрылков, и после их полной уборки воздушное судно начало сильно трясти. Затем возник правый крен, который экипажу удалось парировать рулем направления, но сразу появились левый крен и пикирование, и через три секунды самолет столкнулся с землей на расстоянии около 1,5 км от торца взлетно-посадочной полосы аэропорта Рощино. При падении самолет развалился на части. Спасти удалось лишь 10 пассажиров, которые получили тяжелые травмы, 29 пассажиров и четыре члена экипажа погибли.

В ходе расследования инцидента следователи установили, что причиной крушения послужили отложения на крыльях снежно-ледовых масс, которые изменили геометрию крыла. По мнению следствия, это стало возможным из-за халатного отношения к своим обязанностям командира судна Сергея Анцина и двух сотрудников «ЮТэйр-Техник», готовивших самолет к вылету. По мнению следствия, обвиняемые не оценили должным образом опасность отложений на крыле и не стали обрабатывать борт противообледенительной смесью. В ходе следствия дело в отношении Сергея Анцина было прекращено, но это действие опротестовал отец пилота, который считал, что его сын не виновен. Чтобы добиться реабилитации, дело погибшего пилота было объединено с делом сотрудников сервисной компании и направлено в суд.

Пока ни одна из сторон не решила вопрос с обжалованием приговора. Представители гособвинения отметили, что вопрос о подаче жалобы будет решен после изучения приговора (в ходе прений прокуроры просили прекратить дело в отношении пилота, а для двух других фигурантов запрашивали 5,5 и 6,5 лет лишения свободы в колонии-поселении). Защитники подсудимых еще в ходе оглашения заявили, что не исключают подачи апелляционных жалоб. Однако общаться с прессой адвокаты не захотели. «Отношение к приговору моего клиента можно узнать у него самого. По телефону я комментарии не даю», — отметил адвокат Сергея Анцина Сергей Харь. «Позиция защиты основана на том, что должностные инструкции не предусматривали обязательной обработки самолета при тех температурах, которые были в аэропорту Рощино в день катастрофы», — отметил собеседник „Ъ”, знакомый с позицией защиты. По его словам, если приговор суда первой инстанции вступит в законную силу, то всем подсудимым и их родственникам будут предъявлены гражданские иски, как от родственников погибших, так и от самой авиакомпании, которая может потребовать возмещения стоимости разбившегося судна.

Игорь Лесовских

Вся лента