Хлебниковым единым
«Птицы и Цыфры» в ММСИ
В ММСИ на Гоголевском бульваре заработала выставка, посвященная ключевой фигуре русского авангарда и одному из основоположников отечественного футуризма, которому в этом году бы исполнилось 130 лет — Велимиру Хлебникову. Рассказывает МАРИНА АНЦИПЕРОВА.
Два этажа второго корпуса музея современного искусства на Гоголевском стали маленьким музеем Велимира Хлебникова: здесь есть и его прижизненные футуристические публикации, и посмертные издания конца 1920-х — знаменитый сборник футуристов «Пощечина общественному вкусу», книги в соавторстве с Алексеем Крученых, выпуски «Неизданного Хлебникова» от «Общества друзей Хлебникова». Материал предоставил Государственный музей Маяковского, и при подготовке проекта оказалось, что Хлебников принял участие во всех футуристических сборниках — и на его личном примере можно проследить эту историю. При этом все обложки подписаны, и по ним интересно следить, как менялся графический дизайн начала века: весь первый этаж фактически собирается вокруг полиграфии и, как небольшая выставка в выставке, будет в первую очередь интересен поклонникам типографики русского авангарда.
Куратором проекта выступает Михаил Карасик, художник и издатель книг и каталогов по русскому авангарду, позиционирующий себя как популяризатор формата «книга художника» В результате не только центральный объект на втором этаже, который стал заглавием к выставке, но и вся экспозиция в целом превращается в огромную книгу художника или по меньшей мере с определенными книжными акцентами.
Первый этаж собран лаконично, со стендами в виде раскрытых книг, на которых располагаются издания самого Хлебникова. Их поддерживают работы современников, испытавших на себе сильное влияние поэта,— почти целый зал отдан бумажным пространственным композициям Петра Митурича, в центре которых — стихи Хлебникова. Значительное пространство отдано работам «русских парижан», отечественных художников в изгнании (Сергей Шаршун, Павел Мансуров, Надя Леже), ряд которых был создан в 60-е и 70-е, то есть то время, когда книги поэта в стране практически не печатались. На втором этаже — современное прочтение Хлебникова: здесь есть место медиаарту, пространственным композициям, напоминающим работы Петра Митурича, а также отдельным объектам, включая кинетическую инсталляцию из коктейльных трубочек («Кузнечик») Леонида Тишкова, огромный башмак («Ботинок Хлебникова») Владимира Козина, «Наволочку художника» от Валерия Орлова, идея которой связана с тем, что поэт писал свои стихи на бумажках, собирая их потом в наволочки. Центральная работа, которая должна связать все воедино,— альбом печатной графики «Птицы и цыфры» из 55 листов — с одноменной темой, которую обыгрывают московские и питерские профессиональные графики, многие из которых номинально являются членами союза художников.
Выставка представляет собой попытку проследить влияние Велимира Хлебникова на современное искусств, фактически «заново осмысляя» след авангарда. В свою очередь, попытка рифмуется с зыбкой в отечественных реалиях разницей между терминами modern art и contemporary art: оба считаются современным искусством с той разницей, что первому в академических кругах и профсоюзах все чаще придается статус профессионального, и, как подтверждают «Птицы и Цыфры», экспериментами с идеями авангарда продолжают заниматься именно первые.