Диверсификация роста
Что стало драйвером роста для бизнеса? Какие события определили вектор развития в 2015 году?
Владимир Миронов, Вице-президент группы "Астерос":
— Все знаковые события 2015 года, по сути, связаны с развитием трендов конца прошлого года. Их определили такие факторы, как снижение темпов экономического развития и введение новых внешнеполитических барьеров в высокотехнологичной сфере бизнеса. Непредсказуемость динамики курса рубля и общая экономическая нестабильность во многом оказали негативное воздействие на заинтересованность как государственных инвесторов, так и частных. И, как следствие, спровоцировали остановку новых инвестпроектов. В кризис компании вынуждены жестко минимизировать издержки и оптимизировать расходы на развитие IT-инфраструктуры. Кроме того, возросшая стоимость заемных денежных средств создала предпосылки для проблем с финансированием бизнеса. Движение экономики в сторону импортозамещения подтолкнуло высокотехнологичные компании к использованию отечественных разработок. Уверенность в завтрашнем дне нам дали наши бизнес-партнеры из числа крупных клиентов и ведущих банков страны, которые, несмотря на кризисную ситуацию, выполняли и выполняют все условия заключенных контрактов и оказывают полноценную финансовую поддержку на приемлемых условиях.
Армен Гарслян, председатель совета директоров ОАО "Метафракс":
— Мы завершили разработку перспективной стратегии бизнеса до 2030 года: ее суть в диверсификации линейки продуктов, уходе в глубокую переработку метанола, производство малотоннажных высокомаржинальных продуктов. В этом мы видим для себя перспективу. Австрийская площадка группы продолжает разработку и апробацию новых марок синтетических смол. Прекрасно понимая, что стабильность намного важнее разовой выгоды, мы и сегодня идем на особые условия поставок и платежей с нашими партнерами. В кризисное время опираемся на тщательный анализ рынка, наши технологические и финансовые возможности, баланс продуктовой линейки. Средний срок окупаемости инвестпроектов в химической промышленности составляет не менее пяти-семи лет, поэтому мы придерживаемся долгосрочной программы развития и учитываем этот факт в нашей стратегии.
Виталий Глушков, заместитель директора по финансам--начальника казначейства "Трансконтейнера":
— В кризисных условиях компания запустила ряд новых контейнерных сервисов, в том числе в международном сообщении Финляндия--Россия--Казахстан--Китай. Эти проекты — перспективные точки роста для бизнеса компании. В 2015 году была завершена пилотная стадия онлайн-сервиса по продажам услуг компании через интернет, оформилась в полноценный канал продаж. Существенно вырос объем заказов, расширились перечень услуг и география перевозок, осуществляемых компанией по онлайн-заявкам. Бизнес компании диверсифицирован, что придает ему устойчивость в условиях кризиса. Кроме того, нам помогает и тот факт, что мы обслуживаем как импортные, так и экспортные и транзитные грузопотоки, при этом у нас сильные позиции на внутренних маршрутах. Выход из кризиса не будет быстрым, поэтому мы ожидаем сохранения жесткой конкуренции в транспортной отрасли в среднесрочной перспективе. На этом фоне основным драйвером роста, на наш взгляд, останется способность транспортной компании предложить качественную услугу по более низкой цене.
Алексей Пьянков, первый заместитель генерального директора ООО "Комос Групп":
— Для "Комос Групп" наиболее значимым событием стало участие в днях Удмуртии в Совете федерации и Государственной думе России, которые прошли в конце октября. Именно там мы заключили договор о сотрудничестве с Советом федерации, и теперь продукция "Комос Групп" будет регулярно поставляться к столу российских законодателей. Кроме этого мы реализовали несколько инвестиционных проектов на общую сумму более 2 млрд руб. для увеличения объемов переработки молока, производства мяса, яйца и мороженого. Ключевой фактор, определяющий эффективность и надежность бизнес-процессов в кризис,— это диверсификация бизнеса. Каждое из наших направлений самодостаточно, у нас есть так называемые защитные отрасли — переработка молока, переработка кормов, яйцо, которые практически инвариантны к изменениям. Есть отрасли, где более высокая доходность, но и больше рисков,— свиноводство, птицеводство.
Максим Сажин, финансовый директор ГК Henderson:
— Валютные скачки, падение потребительского спроса, безусловно, существенно повлияли на процесс взаимодействия с банками-партнерами. И мы ценим, что в большинстве своем они не только не сократили финансирование, но и по многим параметрам улучшили условия для нас, пошли навстречу, оценивая ситуацию со стороны нашего бизнеса с учетом его специфики и рыночных факторов. Из-за общей неопределенности ситуации переговоры первого квартала этого года были для нас одними из самых тяжелых. Но как раз хорошие отношения с партнерами во многом и помогли найти взаимопонимание по большинству сложных вопросов. Наш опыт доказывает, что открытый диалог всегда лучше ультиматумов. В том числе свою роль сыграло и взаимодействие с торговыми центрами. В условиях нестабильного рынка мы выполняли все взятые на себя обязательства, что очень важно в кризис. Мы продолжаем нанимать сильных управленцев даже в это непростое время. Улучшаем процедуры отбора и развития наших продавцов. Для нас ключевым драйвером останется команда.