Правила игры
по зачету средств в систему "Платон" разбирает корреспондент отдела потребительского рынка Анастасия Дуленкова
Система взимания платы (СВП) с большегрузного транспорта "Платон", заработавшая 15 ноября, продолжает преподносить все новые сюрпризы. В преддверии запуска "Платона" всех волновало, как теперь перемещаться и доставлять товары, ведь основная часть перевозчиков не успела зарегистрироваться в системе и получить специальные бортовые устройства, через которые оплачивается проезд. Затем, когда система была запущена, встал вопрос, как же произвести оплату и проехать, не получив штраф от 450 тыс. до 1 млн руб., так как в первые дни сбои в работе счетчиков и сайта СВП носили массовый характер: у одних "Платон" списывал плату за проезд по белорусским дорогам, у других — по двойному тарифу, третьим приписал пробег 2,7 тыс. км в сутки у одного грузовика, а сам сайт в первый же день не работал несколько часов.
Спустя две недели, когда суматоха с процессом оплаты улеглась и "Платон" худо-бедно начал работать без сбоев, бизнес осознал, что все это время не получал ничего для собственной бухгалтерии и позже налоговой,— фискальных документов и других форм отчетности, рассказал сотрудник крупного продовольственного ритейлера. "Получается, что из-за неготовности "Платона" наш транспортный отдел совершил налоговое преступление в "особо крупном размере" и "вывел" из компании около 4 млн руб.",— иронизировал мой собеседник. Кстати, о юридических недоработках СВП ранее предупреждал президента Владимира Путина бизнес-омбудсмен Борис Титов. "Практически отсутствуют фискальные документы для формирования налоговой отчетности транспортных компаний",— писал он спустя четыре дня после запуска "Платона". Тогда проблема прошла почти незамеченной. Но сейчас, по данным Росавтодора, "Платон" уже собрал почти 550 млн руб.
Юристы подтверждают, что причины для опасений есть С одной стороны, платежи в систему "Платон" установлены законом, с другой — их собирает коммерческая компания (оператор "Платона" "РТ-Инвест Транспортные системы" принадлежит Игорю Ротенбергу и ООО "РТ-Инвест", совладельцами которого являются ООО "Царицын Капитал", контролируемое Андреем Шипеловым, и "Ростех"), поэтому необходимо подтверждать, что платеж был именно за проезд фуры, пояснил партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров. Но, как следует из ответа РТИТС, фискальные документы не могут быть предоставлены, так как для этого отсутствуют правовые основания: оператор СВП не оказывает никаких услуг для владельцев большегрузного транспорта. Финансовый директор "Магнита" Хачатур Помбухчан резюмирует, что в крайнем случае эти расходы придется классифицировать как неподтвержденные и уплатить с них налог на прибыль. То есть государство заработает дважды.