«Нужно понимать, что спрос на онлайн-покупки значительно снизится»
Новые пошлины на посылки из-за рубежа могли бы принести бюджету почти 48 млрд руб.
Онлайн-ритейлеры оценили доходы от ограничения трансграничной интернет-торговли. Снижение лимита беспошлинных покупок в интернете с €1 тыс. до €150 и введение сбора в €10-15 коснется 40% посылок из-за рубежа в адрес физлиц. Такие оценки привела Ассоциация компаний интернет-торговли. По ее расчетам, реформа принесла бы бюджету почти 48 млрд руб. в прошлом году, если бы была проведена раньше. Однако зарубежные интернет-продавцы считают новые условия произвольными и рискованными. Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Алексея Корнеева.
— Вы согласны с тем, что действительно реформа, может быть, и была бы на благо, если бы была проведена вовремя, но сейчас для нее точно не время?
— Мне кажется, что еще российские потребители не поняли все преимущество покупок трансграничных, у нас растет число посылок между Россией и Китаем, а Китай является поставщиком для российских потребителей многих товаров. Все-таки эти объемы еще не достигли 10% того, что есть, например, в США, поэтому вводить какие-то такие ограничения, очевидно, что это финансовые ограничения, достаточно серьезные, если это будет €15-20 с любой покупки. Нужно понимать, что просто спрос на подобного рода покупки значительно снизится, и никаких доходов, о которых заявляют российские компании, прежде всего офлайн-торговля, а не онлайн-торговля, никаких доходов не будет.
— Ну что, никаких плюсов нет в этой реформе, или все-таки какое-то разумное зерно там есть?
— Нет, разумное зерно есть, что когда-то придется вводить платежи, потому что получается, что прежде всего таможня работает бесплатно, не получает российское государство с этих посылок ничего, на этом зарабатывают потребители и «Почта России», которая за счет прибыльности трансграничной торговли дотирует непопулярные ныне сервисы, такие, как отправка телеграмм, обычных писем, содержит отделения по всей России и вкладывается в эти логистические центры. Я боюсь, что если сейчас вот с такими экономическими мерами закрыть российскую границу для онлайн-торговли, то дальше государство должно будет просто увеличить свои затраты на содержание «Почты России», а я напомню, что в 2016 году «Почта России» вообще ничего не получит из бюджета, она самоокупаема. А в 2015 году она получила, по-моему, меньше 1 млрд руб., то есть для российского бюджета развитие дополнительных сервисов — это экономия расходов, потому что мы с вами как налогоплательщики меньше платим на содержание таких инфраструктурных проектов, которым является почта.
— Есть такая замечательная русская поговорка — голь на выдумку хитра. Вот как вы думаете, у потребителей или, допустим, ритейла есть возможность каким-то образом обойти или минимизировать вот это снижение лимита беспошлинных покупок?
— Я боюсь, что нет, потому что речь идет о десятках миллионов потребителей, и представить, что все эти несколько десятков миллионов начнут как-то исхитряться, пользоваться услугами незнакомых каких-то казахстанских, если это произойдет только в России, белорусских интернет-магазинах, предавая, по сути, лидеров мировых. Не будет такого большого числа людей. Возможно, малый бизнес перестроится, который таким образом завозил товары в Россию и перепродавал их в обычных магазинах, те же китайские товары, используя интернет-торговлю, а вот обычные обыватели ради 10-15 заказов в год, конечно, не будут идти на какие-то такие обходные пути.
— Сегодня в онлайн-ритейле лидирует Китай в основном, есть такие данные?
— Да, конечно, по числу посылок это Китай, и, к сожалению, медленно очень идет русификация китайских сайтов, там много анекдотических историй, как многие товары называются. Но то, что предлагают сейчас лидеры, это практически стопроцентная защита покупателя от недоставки товара, все российские площадки дают такую возможность, что в течение 30-60 дней вам гарантируется возврат денег, если товар не доставлен. То есть в целом рынок достаточно успешен, качественен для потребителя, и число конфликтов, которое здесь есть, менее 1%, и в 90% случаев это заканчивается возвратом денег без всяких дискуссий.