Хлебниковым единым
"Птицы и Цыфры" в ММСИ
Выставка современное искусство
В ММСИ на Гоголевском бульваре заработала выставка, посвященная ключевой фигуре русского авангарда и одному из основоположников отечественного футуризма, которому в этом году исполнилось бы 130 лет,— Велимиру Хлебникову. Рассказывает МАРИНА АНЦИПЕРОВА.
Два этажа второго корпуса музея современного искусства на Гоголевском стали маленьким музеем Велимира Хлебникова: здесь есть и его прижизненные футуристические публикации, и посмертные издания конца 1920-х: знаменитый сборник футуристов "Пощечина общественному вкусу", книги в соавторстве с Алексеем Крученых, выпуски "Неизданного Хлебникова" от "Общества друзей Хлебникова". Материал предоставил Государственный музей Маяковского, и при подготовке проекта оказалось, что Хлебников принял участие во всех футуристических сборниках (на его личном примере можно проследить эту историю). При этом все обложки подписаны, и по ним интересно следить, как менялся графический дизайн начала века: весь первый этаж фактически собирается вокруг полиграфии и, как небольшая выставка в выставке, будет в первую очередь интересен поклонникам типографики русского авангарда.
Куратором проекта выступает Михаил Карасик, художник и издатель книг и каталогов по русскому авангарду, позиционирующий себя как популяризатор формата "книга художника". В результате не только центральный объект на втором этаже, который стал заглавием к выставке, но и вся экспозиция в целом превращается в огромную книгу художника или по меньшей мере с определенными книжными акцентами.
Первый этаж собран лаконично, со стендами в виде раскрытых книг, на которых располагаются издания самого Хлебникова. Их поддерживают работы современников, испытавших на себе сильное влияние поэта: почти целый зал отдан бумажным пространственным композициям Петра Митурича, в центре которых стихи Хлебникова. Значительное пространство отдано работам "русских парижан", отечественных художников в изгнании (Сергей Шаршун, Павел Мансуров, Надя Леже), ряд которых был создан в 60-е и 70-е, то есть в то время, когда книги поэта в стране практически не печатались. На втором этаже — современное прочтение Хлебникова: здесь есть место медиаарту, пространственным композициям, напоминающим работы Петра Митурича, а также отдельным объектам, включая кинетическую инсталляцию из коктейльных трубочек ("Кузнечик") Леонида Тишкова, огромный башмак ("Ботинок Хлебникова") Владимира Козина, "Наволочку художника" от Валерия Орлова, идея которой связана с тем, что поэт писал свои стихи на бумажках, собирая их потом в наволочки. Центральная работа, которая должна связать все воедино,— альбом печатной графики "Птицы и Цыфры" из 55 листов с одноименной темой, которую обыгрывают московские и питерские профессиональные графики, многие из которых номинально являются членами Союза художников.
Выставка представляет собой попытку проследить влияние Велимира Хлебникова на современное искусство, фактически заново осмысляя след авангарда. В свою очередь попытка рифмуется с зыбкой в отечественных реалиях разницей между терминами modern art и contemporary art: оба считаются современным искусством с той разницей, что первому в академических кругах и профсоюзах все чаще придается статус профессионального, и, как подтверждают "Птицы и Цыфры", экспериментами с идеями авангарда продолжают заниматься именно первые.