Ставропольским студентам зачли вербовку
За содействие ИГИЛ они получили от пяти до семи лет лишения свободы
Северо-Кавказский окружной военный суд приговорил вчера пятерых ставропольских студентов и одного осетинского разнорабочего, обвиняемых в вербовке россиян для участия в незаконных вооруженных формированиях ИГ на территории Сирии, к лишению свободы на сроки от пяти до семи лет. Все они признали вину, тем не менее защита намерена приговор обжаловать.
Оглашение приговора по уголовному делу ставропольских студентов, обвиняемых в содействии терроризму (ч. 1 ст. 205.1 УК РФ), началось на час позже намеченного, поскольку подсудимых, находящихся в ставропольском СИЗО-1, не смогли вовремя доставить из камер в зал, где была установлена видеосвязь с Северо-Кавказским окружным военным судом в Ростове-на-Дону. На заседании в СКОВС присутствовали защитники и родственники обвиняемых. До начала заседания адвокаты попросили своих подзащитных по видеотрансляции снять перед приговором головные уборы.
Накануне прошло открытое судебное заседание в режиме видеоконференц-связи, в ходе которого пятеро ставропольских студентов и один разнорабочий из Северной Осетии полностью признали свою вину и просили суд о снисхождении. По версии следствия, студенты Ставропольского медицинского университета Султан Яхьяев, Асад Мусаев и Магомед Алиев, пятикурсник Северо-Кавказского федерального университета нефти и газа Расим Джалалов, выпускник Северо-Кавказского социального института Мухамед Шамсутдинов и разнорабочий Шамиль Умаханов содействовали террористической деятельности, организовав весной 2013 года в Ставрополе так называемый джамаат для пропаганды идей радикального ислама и «всемирного халифата». По словам прокурора Игоря Антонова, студенты сняли квартиру в одном из жилых районов Ставрополя, где проводили встречи и проповедовали идеи джихада, они также размещали в интернете ролики с проповедями, чтобы привлекать через социальные сети россиян к участию в боевых действиях на стороне запрещенного в России «Исламского государства». За год студентам удалось склонить к участию в боевых действиях четырех человек, которые вылетели в декабре 2013 года и в июне 2014 года из аэропортов Минеральные Воды и Ставрополь в Стамбул. «Затем россияне пересекли турецко-сирийскую границу и вступили в джамаат „Абу-Ханифа“, являющийся структурным подразделением террористической организации „Джейш аль-Мухаджирин валь-Ансар“, в котором состоят по настоящее время»,— рассказывал во время заседания прокурор. Он также отметил, что один из отправившихся в Сирию россиян передал на хранение Султану Яхьяеву и Асаду Мусаеву два пистолета, револьвер, боеприпасы, гранату Ф-1 и бомбу. Будущие медики оставили пистолеты и патроны к ним себе, а все остальное зарыли в лесопосадке недалеко от Ставрополя. В ноябре 2014 года они решили спрятать и пистолеты, но в момент вскрытия схрона их задержали сотрудники правоохранительных органов. Прокурор просил суд назначить им по семь с половиной лет заключения в колонии общего режима и выплату государству штрафа в размере 250 тыс. руб., поскольку Яхьяеву и Мусаеву помимо ч. 1 ст. 205.1 УК РФ (содействие террористической деятельности) инкриминируется преступление по ч. 2 ст. 222 УК РФ (незаконный оборот оружия). Остальным подсудимым, виновным в содействии терроризму, гособвинитель ходатайствовал о назначении шести лет колонии общего режима и выплате штрафов. «Я искренне заблуждался, полагая, что помогаю бедным людям, притесняемым мусульманам, которые страдают от режима Асада, у меня в жизни были другие цели — стать хорошим врачом»,— сказал в своем последнем слове студент медицинского университета Асад Мусаев. Культурный центр народов Дагестана направил в суд письмо с просьбой о снисхождении к Мусаеву, который является «гордостью республики». Положительные характеристики были даны деканатом медуниверситета студенту Султану Яхьяеву. Однако
суд приговорил Султана Яхьяева к семи годам колонии общего режима, Асада Мусаева, Шамиля Умаханова и Мухамеда Шамсутдинова — к шести годам заключения, Магомеда Алиева и Расима Джалалова — к пяти годам колонии общего режима без выплаты штрафов. «Срок заключения каждому подсудимому исчислять с момента заключения его под стражу, изъятое оружие и боеприпасы передать в распоряжение ГУВД по Ставропольскому краю, самодельную бомбу уничтожить, государственным защитникам выплатить из федерального бюджета вознаграждение»,— огласил председательствующий судья Игорь Костин. «Подсудимым понятен приговор?» — обратился он к осужденным. «Да, понятен»,— ответили осужденные, причем было видно, что они пребывают в растерянности.
Родители студентов после оглашения приговора рассказали „Ъ“, что не считают своих детей виновными. «Они хорошо учились, участвовали в олимпиадах по хирургии и просто собирались вместе на молитву»,— заявил отец несостоявшегося медика. После подробного ознакомления с приговором защитники намерены обжаловать меру наказания осужденным, добиваясь ее смягчения.