Планы АвтоВАЗа переехали на следующий год
Тольяттинский завод рассчитывает на оптимизацию производства и прибыль
Совет директоров АвтоВАЗа принял решение оптимизировать производство и продолжить политику сокращения персонала за счет увольнений по собственному желанию и в связи с выходом на пенсию. Кроме того, компания предупредила, что может уменьшить рабочую неделю или даже перевести сотрудников на социальные работы. При этом руководство завода не отказывается от планов по захвату почти четверти рынка, а также надеется выйти на операционную прибыль. Впрочем, глава завода Бо Андерссон декларировал эти планы еще в начале года, рассчитывая, что их удастся реализовать, несмотря на падение российского авторынка. Эксперты не исключают, что в следующем году АвтоВАЗу все-таки удастся достичь запланированных показателей.
В понедельник совет директоров АвтоВАЗа обсудил меры, которые должны позволить убыточному заводу выйти в прибыль и поддержать социальную стабильность, сообщила компания. Для оздоровления компании и ее «адаптации к существующим рыночным условиям» на заводе планируют оптимизировать производственные линии (на АвтоВАЗе не смогли уточнить „Ъ“, о чем конкретно идет речь), реализовать программы поддержки «добровольного ухода на пенсию», а также периодически вводить «особые условия» труда. Последняя мера может быть как переходом предприятия на четырехдневную рабочую неделю, так и вовсе переводом сотрудников на социальные работы. При этом АвтоВАЗ сохраняет в планах захват доли рынка в 20 % и рассчитывает выйти на 6 % операционной прибыли и свободного позитивного денежного потока благодаря стимулированию продаж и «новым продуктам и улучшенному портфолио текущих моделей».
В начале текущего года в интервью „Ъ“ глава АвтоВАЗа Бо Андерссон утверждал, что, несмотря на пессимистичный прогноз по рынку, завод нарастит долю рынка до 20 % уже в этом году за счет роста цен зарубежных автопроизводителей и собственной конкурентоспособности на их фоне. Однако этого не произошло. За январь — октябрь, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), доля Lada на российском рынке выросла на 0,8 п. п., до 16,9 %, а в октябре сократилась на 2,1 п. п., до 15,8 %. План производства завода на начало года составлял 670 тыс. машин. По факту за январь — октябрь было выпущено 407 тыс. машин брендов Lada, Renault, Nissan и Datsun. Продажи Lada за этот период упали на 30 %, до 224 тыс. машин, Nissan — на 40 %, до 75,4 тыс. машин, Renault — на 37 %, до 98,1 тыс. машин.
В этом году АвтоВАЗ планировал также добиться положительного свободного денежного потока и заработать 3% операционной маржи (как минимум 1,5 %). Но за январь — сентябрь операционный убыток АвтоВАЗа по МСФО вырос на 45%, до 14,5 млрд руб., чистый убыток сократился на 4 %, до 15,86 млрд руб., выручка снизилась на 3%, до 131,2 млрд руб.
Кроме того, в январе этого года Бо Андерссон уже отмечал, что если компания столкнется с какими-то «совсем уж существенными изменениями, то всегда сможет перейти на четырехдневную рабочую неделю». Но при этом топ-менеджер уверял, что в 2015 году сокращений не будет, добавляя, что «ежегодно текучесть кадров может составлять 5–10 %, и это в порядке вещей». Сейчас на АвтоВАЗе действует система увольнения сотрудников по соглашению сторон, также численность персонала сокращается за счет пенсионеров и людей, нарушающих трудовую дисциплину. С начала года по середину ноября среднее количество работников упало на 15 %, до 51 тыс. человек.
Планы АвтоВАЗа по сокращению сотрудников в начале ноября вызвали критику со стороны главы «Ростеха» (госкорпорация владеет блокпакетом завода) Сергея Чемезова. Он отмечал, что «надо было действовать более аккуратно, деликатнее», и говорил о необходимости провести «какую-то воспитательную работу» с руководством завода. Планируется, что в декабре Тольятти посетит вице-премьер Аркадий Дворкович, где, в частности, планирует обсудить кадровую политику на АвтоВАЗе.
В курсе происходящего и в правительстве Самарской области. Ранее глава региона Николай Меркушкин заявил СМИ, что массовых сокращений персонала на АвтоВАЗе в 2016 годую не планируется, речь идет только об увольнениях по собственному желанию и в связи с выходом на пенсию. По словам министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Александра Кобенко, в следующем году продолжит работать программа дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда региона. Документ, в том числе, предусматривает организацию временной занятости работников АвтоВАЗа (в этом году 2,5 тыс. человек. — „Ъ“).
По мнению экспертов, тольяттинскому заводу удержаться на плаву помогает господдержка (программы утилизации и льготного кредитования. — „Ъ“). «Если посмотреть на финансовые результаты АвтоВАЗа в первом квартале 2015 года, то может показаться, что это приносит свои плоды: убыток 2014 года в 2,9 млрд руб. остался позади, и уже начинает показываться прибыль. Доля рынка в России — около 15 %. И достичь 20 % вполне могут помочь Lada Vesta и Xray. И еще АвтоВаз начал процесс по возвращению себе компаний-производителей автозапчастей, которые ранее были выведены в отдельные предприятия. (В 2014 году АвтоВАЗ выкупил у «Ростеха» Волжский машиностроительный завод, в марте этого года было объявлено о сделке по приобретению холдинга «Объединенные автомобильные технологии». — „Ъ“). Значит, будет меньше простаивать конвейер, и убытки от этого снизятся на 30–40 % в этом году. Но, на мой взгляд, этого запала хватит на год-два», — рассуждает эксперт «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. По его мнению, когда покупательная способность рубля восстановится, а реальные начисленные зарплаты начнут расти, покупать автомобили нижнего ценового сегмента будут все меньше. «А в среднем ценовом сегменте АвтоВАЗу сложно что-то предложить искушенному потребителю», — считает господин Яковенко.
Яна Циноева,