Третейские суды возводят в степень
Госдума усиливает требования к арбитрам
Третейская реформа близится к завершению. Ко второму чтению в Госдуме законопроект "Об арбитраже" был существенно доработан. Проверять на соответствие закону НКО, при которой создается арбитражное учреждение, будут, помимо чиновников, предприниматели и юристы, а ликвидировать такое учреждение Минюст сможет только через суд. При этом поправки ужесточают требования к арбитрам — у половины из рекомендованного списка должен быть десятилетний судейский стаж, а у трети — ученая степень. Закон может вступить в силу с сентября 2016 года.
Вчера законопроект "Об арбитраже" был принят во втором чтении. Документ, разработанный Минюстом и внесенный в мае в Госдуму правительством РФ, претерпел значительные изменения. Но главная идея третейской реформы сохранилась — постоянно действующие арбитражные учреждения смогут создаваться только при НКО на основании разрешения, полученного от правительства. Исключение осталось для МКАС и МАК при Торгово-промышленной палате РФ. Разрешения должны получать и иностранные арбитражи при рассмотрении споров в России.
Наиболее значимые поправки касаются положений о создании постоянно действующего арбитражного учреждения. Оно может быть учреждено только при НКО в качестве подразделения. По новому тексту, правительство выдает НКО разрешения на это на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства. Замминистра юстиции Михаил Гальперин рассказывал "Ъ", что в состав совета предполагается включить чиновников, предпринимателей и юристов. Из последней версии законопроекта следует, что чиновников будет не более трети.
Поправки закрепляют исчерпывающий перечень требований для получения НКО права на создание третейского суда. Так, совет будет проверять соответствие правил суда требованиям закона, наличие рекомендованного списка арбитров, достоверность информации о НКО и ее учредителях, наличие у нее репутации, масштаба и характера деятельности, "способствующих развитию арбитража в РФ и позволяющих обеспечить высокий уровень организации деятельности третейского суда" (ТС), включая финансовые аспекты. При этом учитывается деятельность учреждения-правопредшественника (ТС, которому пришлось реорганизоваться в связи с реформой), количество рассмотренных им дел и число решений, отмененных госсудами. От "наиболее спорных" требований к высокой репутации арбитров и тому, что деятельность ТС должна "способствовать укреплению законности, становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию этики делового оборота", решили отказаться.
Арбитров в рекомендованном списке ТС должно быть не менее 30, а каждый из них может состоять в списках максимум трех учреждений. Наличие юридического образования у арбитра обязательно только при рассмотрении дела единолично. Если же речь идет о коллегии, в ее составе должен быть хотя бы один профессиональный юрист. Старший адвокат Debevoise & Plimpton Андрей Горленко отмечает, что, отказавшись от репутационного критерия, законодатель добавил новые требования к арбитрам. Так, не менее трети арбитров списка должны обладать ученой степенью, а хотя бы 50% иметь десятилетний судейский стаж.
"Требования к судейскому опыту облегчают возможность стать арбитром бывшим судьям госсудов и показывают, что они в приоритете. Но, с другой стороны, это вряд ли поможет бороться со злоупотреблениями,— считает председатель правления Арбитражной ассоциации Владимир Хвалей.— Опыт работы третейским судьей проконтролировать невозможно, особенно учитывая суды ad hoc, поэтому все желающие смогут принести формальные бумажки и пройти по этому критерию".
Еще одним послаблением стало то, что прекращение деятельности арбитражных учреждений в принудительном порядке теперь возможно только по решению суда (в прежней версии по решению Минюста). За нарушение законодательства Минюст выносит НКО предупреждение, за повторное и грубое нарушение — предписание о прекращении деятельности в течение месяца. Если НКО проигнорирует предписание, министерство обращается в суд. Андрей Горленко приветствует такие изменения: "Это более многоступенчатое и детальное регулирование, позволяющее избежать ошибок и злоупотреблений со стороны госорганов". Владимир Хвалей согласен, что "отказ от бюрократического порядка и возможность прекращения деятельности арбитражного учреждения только через суд — это однозначный плюс". "Однако остается вопрос, какие нарушения считать грубыми, а какие нет, это опять же оценочные критерии",— добавляет юрист.
Дата вступления закона в силу перенесена с февраля на сентябрь 2016 года. После чего у действующих ТС будет год на приведение своей деятельности в соответствие с новыми требованиями.