«Санкции не приняли крайние формы»

Ограничения в отношении Турции носят временный характер — Улюкаев

Россия не заинтересована в том, чтобы вводить санкции против Турции надолго. Об этом заявил министр экономического развития Алексей Улюкаев. Он подчеркнул, что Москва пересмотрит сроки действия санкций, только если Стамбул изменит свою позицию в отношении сбитого самолета Су-24. 1 декабря премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о запрете поставок овощей, фруктов, мяса птицы и соли из Турции. Ограничения не распространяются на лимоны и орехи. Запрет начнет действовать 1 января. После введения ограничений стоит ожидать повышения цен на продукты, попавшие в черный список, но оно будет незначительным, считает старший научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Вадим Новиков.

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

«По мере того, как выбор поставщиков сужается, санкции оказываются все более болезненными просто потому, что ограничивается возможность переключения. Когда правительство принимало решение, оно было вынуждено, особенно в преддверии новогодних праздников, учесть возможные социальные последствия. Именно поэтому санкции не приняли самые крайние формы там, где они могли коснуться большого количества людей. Эффект понятен — это повышение цен. Я не думаю, что реальные потери, если их исчислять в процентах, могут быть больше, чем один процентный пункт», — полагает Новиков.

В то же время министр сельского хозяйства Александр Ткачев заявил, что запрет на поставки овощей и фруктов из Турции не станет причиной для роста цен. Министр экономического развития Алексей Улюкаев отметил, что введенные санкции могут сказаться на показателях инфляции, если России не удастся заместить товары, подпавшие под продовольственное эмбарго. Скорее всего, турецкую продукцию заменят товары из Азербайджана, Ирана и Египта, отметил руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников.

«Министр сельского хозяйства Ткачев заявил, что недели хватит, чтобы найти какие-то каналы по импортозамещению — это и Азербайджан, и Египет, и Иран. Египет уже сам выразил готовность поставить необходимый товар на массы, чтобы заместить выпадение турецкого импорта. Но, тем не менее, здесь возникает вопрос — а как вы на большегрузных фурах, которые обложены достаточно высокими рублями за километр, довезете до точек сбыта?» — подчеркнул Масленников в эфире «Коммерсантъ FM».

Помимо продовольствия, правительство ввело запрет на чартерные авиаперевозки между Россией и Турцией. Они вступили в силу 1 декабря. Теперь в Турцию будет сложнее добраться туристам, но не людям, которые ездят в страну к родственникам или с рабочими визитами, сообщил главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

«Регулярное авиасообщение, которое установлено межправительственными соглашениями между Россией и Турцией, сохраняется. На этих направлениях будут летать назначенные перевозчики, как минимум, это "Аэрофлот" и Turkish Airlines. То есть возможность полететь в Турцию будет, но купить перелет в турпакете уже будет проблематично. Те россияне, которые имеют какие-то экономические связи с Турцией, и граждане Турции, имеющие коммерческие интересы на территории Российской Федерации, те россияне, которые имеют недвижимость в Турции, будут иметь возможность долететь из России в Турцию и вернуться обратно», — рассказывает Гусаров.

По оценкам исследовательской компании Capital Economics, потери Турции от российских санкций в будущем году составят максимум $4,5 млрд или 0,5% от ВВП страны.

Юлия Понтус

Вся лента