«Меры безопасности у нас до сих пор из советского градостроительства»

Первые этажи в новостройках могут отдать под парковки

В новых московских домах могут разрешить ставить машины на первых этажах, сообщили «Коммерсантъ FM» в столичном департаменте градостроительной политики. Соответствующие поправки в нормативы проектирования жилых домов готовятся совместно с Роспотребнадзором. По действующим санитарным нормам, надземные парковки можно строить на расстоянии не менее 10 м от фасадов жилых зданий. Однако, по мнению московских властей, эти требования устарели. Кроме того, организация парковочного пространства на первых этажах обходится на 50% дешевле, чем строительство подземной парковки, подсчитали в департаменте. Архитектор-резидент Центра городских исследований Московской школы управления «Сколково» Ирина Ирбитская ответила на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Алексея Корнеева.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

— Расскажите, почему парковки на первых этажах запрещены, какие нормы мешают этому?

— У нас вообще сейчас довольно обширная линейка барьеров для реализации удобного и компактного города, в частности это СанПиНы — санитарные требования, которые морально устарели. В частности, это пожарные требования, которые также морально устарели. Дело в том, что парадигма реализации мер безопасности у нас до сих пор как бы из советского градостроительства, когда не было современных технологий, и значительная часть вот этих мер безопасности реализовывалось за счет пространства, например.

Сейчас по текущим требованиям необходимо разделять гаражный этаж от жилых этажей еще какими-нибудь помещениями, то есть, соответственно, выкидывается ценное городское пространство. Кроме того, значительная часть пожарных норм решается опять-таки за счет расстояния. Вот, например, требования 10 метров от фасадов — это, в том числе, и пожарные нормы, и санитарные нормы. Тогда как меняется технология, и переходит весь мир на менее опасные для здоровья автомобили, и поэтому эти нормы входят в противоречие с теми технологическими возможностями, которые уже есть и в мире, и в России.

— Понятно, а скажите, решит ли это проблемы нехватки парковочных мест в городе, я имею в виду первые этажи и строительство парковки там?

— Это в значительной степени решит проблему с нехваткой парковочных мест в городе. Сейчас огромное количество подземных гаражей просто не доступны для большинства людей, поэтому они стоят пустыми. И вот эта вот мера, когда есть доступный паркинг, безусловно, очень эффективная. Причем есть еще решение, когда автомобили могут размещаться в уровне земли под дворовой территорией, и те текущие требования СанПиНа и пожарные требования не позволяют вот эту территорию использовать под паркинг. Как только ее начнут использовать, можно себе представить, какие огромные ресурсы здесь откроются.

— Насколько дешевле организация подземного паркинга на первом этаже, и будут ли в этом случае дешевле сами машиноместа?

— Безусловно, тут я с московскими властями согласна, приблизительно на 50%, и это средняя величина. Есть и большая эффективность, особенно когда мы работаем с тяжелыми грунтами, поэтому это существенное сокращение стоимости, и, безусловно, это сокращение повлияет на продажную стоимость таких мест.

— Но речь идет именно о новых домах, которые только строятся, и на первых этажах этих домов будут проектироваться заранее подземные парковки, а не в уже построенных домах?

— Не подземные, а на первом этаже вы имеете в виду?

— На первом этаже, да, то есть в уже построенных домах организация таких парковок на первых этажах невозможна, как я понимаю?

— Нет, есть проектные решения. Во-первых, небольшая часть зданий в Москве стоит на «ножках», и там довольно легко образуется парковочное место, и в тех случаях, где эти первые этажи не заняты инфраструктурой, и, в общем-то, первые этажи не популярны как жилые в значительной части районов, поэтому здесь возможна трансформация в том числе существующих зданий.

Вся лента