Поиск врагов становится новой национальной забавой
Как Москва реагирует на грядущее присоединение Черногории к НАТО
Обозреватель «Ъ» Максим Юсин — о реакции российских политиков на приглашение Черногории в НАТО
Реакция многих российских политиков, депутатов и «патриотически настроенных» экспертов на приглашение Черногории присоединиться к НАТО представляется верхом абсурда и безответственности. Уже заговорили о грядущих санкциях, о прекращении российских инвестиций, чуть ли не о запрете турпотока. Один из депутатов решил сказать о Черногории все, что думает, назвав ее «абсолютно несамостоятельным государством, не имеющим даже своей валюты». Боюсь, в ближайшие дни мы услышим еще немало подобных «лестных» характеристик в адрес славянской, православной страны, где всегда дружественно относились к России и русским.
Грозя Черногории жесткими ответными шагами, наши законодатели вступают в явное противоречие с логикой. До сих пор ни одна страна, вступавшая в НАТО, не сталкивалась со стороны РФ ни с какими дискриминационными мерами. Ни Хорватия, ни Албания, ни чуть раньше Болгария, Венгрия, Словения или Словакия.
Какие санкции? Какие запреты? Франция, Италия, Испании, Греция давным-давно члены НАТО, но никто не говорит о том, чтобы запрещать инвестиции в эти страны, не рекомендовать туристам туда летать. И виллы свои в Марбелье и Ницце наша элита тоже не спешит продавать — жены, дочери и сыновья депутатов по-прежнему проводят там отпуск.
А тут на Черногории решили отыграться. Лишний раз попиариться на беспроигрышной патриотической теме. Показать себя большими защитниками национальных интересов, чем даже президентская администрация, где никакие меры против Подгорицы оглашать пока не спешат.
Парадокс набирающей обороты античерногорской кампании состоит в том, что эта страна, вступив в НАТО и ЕС, почти наверняка станет одним из лоббистов России, противником санкций и жесткого польско-прибалтийского подхода. Только что министр обороны Греции (члена НАТО) Панос Камменос заявил, что сбитый Су-24 не нарушал турецкое воздушное пространство. У меня мало сомнений, что, если бы Черногория уже сейчас была членом альянса, ее официальные лица выступали бы с похожих позиций, стремясь не допустить раскол между Москвой и западным блоком.
Но нашим «пиарщикам от политики» не до этих геополитических расчетов. Они редко затрудняют себя тем, чтобы просчитать последствия своих инициатив хотя бы на два шага вперед. Зачем? Пропагандистский эффект нужен здесь и сейчас. Чем более грозно звучат заявления народного избранника, тем больше их оценит соответствующая часть электората.
А все остальное — побочный эффект. С ним разбираться не депутатам, а дипломатам. Именно им придется разгребать те завалы, которые остаются в двусторонних отношениях с тем или иным государством после лихих инициатив наших парламентариев.
Которые как никто другой умеют на ровном месте создавать себе (и всем нам) нового врага. В данном случае из страны, едва ли не самой русофильской на планете. Вот только вопрос: ради чего?