Сергей Лавров даст Турции возможность объясниться
Глава МИД РФ обсудил с руководством Кипра инцидент с Су-24
Глава МИД РФ Сергей Лавров вчера в Никосии встретился с руководством Республики Кипр — одного из ключевых союзников Москвы среди стран ЕС. С недавних пор две страны объединяет в числе прочего и настороженное отношение к Турции: вчера Сергей Лавров и его кипрские коллеги обрушились с критикой на Анкару, осудив инцидент с бомбардировщиком Су-24. Вместе с тем российский министр дал понять, что возможности для примирения остаются: пути выхода из кризиса господин Лавров может обсудить со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу на полях министерской встречи ОБСЕ, открывающейся в Белграде сегодня. В Никосии, в свою очередь, надеются на то, что Россия внесет вклад в переговоры по объединению острова, добиться прорыва на которых по-прежнему не удается. С подробностями из Никосии — корреспондент "Ъ" ПАВЕЛ ТАРАСЕНКО.
Турецкая тема была ключевой на вчерашних переговорах в Никосии — городе, поделенном между греками-киприотами и Турецкой Республикой Северного Кипра (ТРСК; признается в качестве государства только Анкарой). Кипр — одна из немногих стран ЕС, публично вставших на сторону России по вопросу о сбитом на сирийско-турецкой границе Су-24. В ходе вчерашней пресс-конференции глава МИДа Иоаннис Касулидис несколько раз выразил "большую озабоченность неоправданной атакой на российский бомбардировщик". В ответ Сергей Лавров поблагодарил Никосию за полное понимание российской позиции, не упустив возможности раскритиковать Анкару. "Трудно отделаться от впечатления, что кому-то хотелось бы сорвать политический процесс, начатый в Вене в рамках Международной группы поддержки Сирии",— отметил он.
Российский министр дал понять, что "отношения между Россией и Турцией в нынешних условиях не могут развиваться по принципу business-as-usual". Он отказался давать советы турецкой стороне, отметив: "Наши коллеги и соседи должны сами понимать, что им необходимо сделать" (ранее Москва требовала от Анкары публичных извинений). После этих слов прозвучала главная новость: Сергей Лавров готов встретиться со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу. "Турецкая сторона настоятельно просит организовать очную встречу на полях Совета министров иностранных дел ОБСЕ в Белграде. Мы не будем уклоняться от этого контакта. Послушаем, что нам скажет господин Чавушоглу. Может, что-то появится и новое",— заявил он.
Говоря о российско-кипрских связях, в МИД РФ подчеркивают: на хорошем уровне сохраняются не только политические (в подтверждение этого приводится февральский визит в Москву президента Никоса Анастасиадиса и его присутствие на празднованиях 9 Мая), но и экономические отношения. На Россию приходится до 80% всех зарубежных инвестиций в кипрскую экономику. Между тем на уровне взаимоотношений существенно сказалась война санкций: по итогам первого полугодия 2015 года торговый оборот РФ с Кипром снизился на 38% (до $183,5 млн). При этом в МИД РФ заверили, что стороны "ищут пути выравнивания ситуации". Сергей Лавров пояснил, что речь может идти о "расширении контактов в высокотехнологичных областях", а также "наращивании инвестиций с учетом интереса, который российские компании проявляют к плану Республики Кипр в области приватизации".
Развитию экономических связей должны помочь и российские туристы. В начале ноября, после закрытия для них Египта, посол Кипра в РФ Георгиос Касулидис заявил агентству ТАСС: по итогам месяца поток туристов из РФ на остров вырастет в десять раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "По итогам 2014 года на Кипре было 630 тыс. российских туристов. В этом году ожидается около 500 тыс. С учетом девальвации рубля это неплохо",— рассказал российский диписточник "Ъ". Достижению высоких показателей будет способствовать закрытие для туристов из России еще и Турции.
Помимо двусторонних отношений в Никосии не могла не обсуждаться и ситуация в Сирии, которая находится всего в 170 км от Кипра. Впрочем, такая близость на самом острове и его жителях сказывается несильно — во всяком случае, в этом "Ъ" заверил кипрский диписточник. "У нас сирийских мигрантов немного: 1,5 тыс. прибыло в прошлом году и столько же в этом. При этом многие не остаются у нас. Большинство беженцев стремятся в Турцию, а оттуда — в Грецию",— пояснил собеседник "Ъ".
Наконец, активно в Никосии вчера обсуждались проблемы самого Кипра — острова, разделенного на две части. Изначально предполагалось, что Сергей Лавров встретится не только с президентом Анастасиадисом, но и с лидером непризнанной ТРСК Мустафой Акынджи. Переговоры предполагалось провести на "зеленой линии", то есть в нейтральной зоне. Однако, как пояснила представитель МИД РФ Мария Захарова, господин Акынджи настаивал на встрече в своей резиденции на севере Кипра. "Подобная встреча могла бы быть истолкована как элемент официального признания Россией ТРСК. По нашему мнению, это нанесло бы ущерб нашей принципиальной позиции по кипрскому урегулированию",— пояснила Мария Захарова. Кипрский дипломатический источник в разговоре с "Ъ" назвал такое решение "абсолютно правильным".
В феврале президент Анастасиадис заявил, что Москва может сыграть ключевую роль в кипрском урегулировании. Теперь, после обострения отношений между Москвой и Анкарой, сделать это будет сложнее. По данным "Ъ", сотрудникам посольства РФ на Кипре недавно даже настойчиво рекомендовали не посещать турецкую сторону.
Отказ от встречи с господином Акынджи на севере острова восприняли болезненно. Комментируя решение МИД РФ, представитель лидера турок-киприотов Барис Бурку обвинил Сергея Лаврова в несоблюдении принципа равенства и игнорировании того факта, что турки активизировали попытки найти решение давнего конфликта. Он указал на то, что резиденцию Мустафы Акынджи на севере острова посещали главы МИДов многих стран ЕС. Российский диписточник "Ъ", впрочем, пояснил, что представители РФ с подобными визитами на север до сих пор не ездили, а главной целью нынешнего визита главы МИДа было укрепление традиционно дружественных связей именно с Республикой Кипр. Сергей Лавров же вчера отметил, что российские дипломаты поддерживают регулярные контакты с представителями обеих общин на площадке Совбеза ООН.
О переговорах между греками-киприотами и турками-киприотами в Никосии говорят со сдержанным оптимизмом. Они возобновились в мае и к середине лета даже были согласованы некоторые конкретные параметры будущего государства. В частности, была обнародована инициатива создания двухпалатного парламента нового единого государства, образованного по типу "двухзонной двухобщинной федерации" (см. "Ъ" от 27 июля и 1 сентября).
Впрочем, о скором успехе переговорного процесса никто не говорит: жители обеих частей Кипра прекрасно помнят, что ранее подобные мирные инициативы уже не раз заканчивались ничем. Собеседники "Ъ" в Никосии отмечают: "Переговоры всегда начинаются с самых простых вопросов, чтобы продемонстрировать видимость успеха, а сложные темы оставляют напоследок". В том, что "первоначального оптимизма уже нет", признался "Ъ" и российский диписточник. Он пояснил, что ключевой момент — решение проблемы собственности: после начала оккупации греки покинули север острова, и теперь в их домах уже много лет живут турки. Что с этой недвижимостью делать после объединения острова, непонятно.