Бриллианты и поклонники
Денис Сидоров о самых именитых клиентках ювелирного дома Cartier
В голливудской экранизации мюзикла "Джентльмены предпочитают блондинок" Мэрилин Монро доходчиво объяснила всему миру, что одно из лучших мест для поиска бриллиантов — лучших друзей девушек — бутик Cartier. И с этим согласились бы многие женщины, пронесшие эту дружбу через всю жизнь.
Барбара Хаттон, наследница торгового магната Фрэнка Уинфилда Вулфорта и одна из богатейших женщин XX века, прекрасно разбиралась в бриллиантах. Куда хуже она понимала мужчин. Хаттон была замужем семь раз, третий раз за Кэри Грантом, выдающимся голливудским актером. Многочисленные мужья помогли Хаттон промотать состояние, умерла она в возрасте 66 лет, оставив на банковском счету лишь несколько тысяч долларов. Но, даже распродав все свои финансовые активы, Барбара Хаттон не рассталась с внушительной коллекцией ювелирных украшений, многие из которых прошли через руки мастеров Cartier.
Отец с детства баловал Барбару, покупая ей дорогие украшения с ее любимым нефритом. Не поскупился он и на свадебный подарок для дочери, когда та впервые шла под венец в 1933 году. Хаттон получила ожерелье из 53 жемчужин, купленное в Cartier и принадлежавшее когда-то Марии Антуанетте. Впрочем, Барбара быстро поняла, что нет ничего постыдного в том, что девушка сама покупает драгоценности, тем более если она может себе это позволить. Одно из самых известных приобретений Барбары — бриллиант "Паша" весом 40 карат. Она выкупила его у итальянского ювелирного дома, но восьмиугольная огранка бриллианта Барбару не устроила. Тогда Хаттон отдала камень ювелирам Cartier, чтобы те изменили его огранку и вставили в кольцо. Удовлетворив каприз клиентки, мастера Cartier превратили в пыль два карата бриллианта "Паша".
В мастерских Cartier побывало немало легендарных бриллиантов. Один из них был куплен ювелирным домом в 1969 году более чем за $1 млн — рекордную в то время сумму, отданную за бриллиант на публичном аукционе. Но на этот камень весом 69,42 карата, даже несмотря на его баснословную цену, покупатель нашелся быстро. Уже через два дня актер Ричард Бертон уговорил представителей дома продать ему бриллиант, а затем подарил его жене, Элизабет Тейлор. В подвеске с этим бриллиантом, получившим незамысловатое название "Cartier-Burton-Taylor", Элизабет Тейлор впервые появилась на дне рождения Грейс Келли в Монако. Княгиня Грейс, кстати, тоже была поклонницей украшений Cartier. Для помолвки с Грейс князь Ренье III заказал в 1956 году кольцо с бриллиантом изумрудной огранки весом 10,48 карата. Рассмотреть это кольцо нетрудно в фильме "Высшее общество", где героиня Келли, лежа на кровати, протирает бриллиант краешком простыни.
Еще одна актриса, любившая блеснуть перед камерой своими украшениями,— Глория Свенсон. В 1932 году Свенсон приобрела в бутике Cartier два браслета из горного хрусталя и бриллиантов в платиновой оправе. В них она появилась в фильмах "Прекрасное понимание" (1933) и "Бульвар Сансет" (1950). Но, пожалуй, самая звездная роль из всех украшений Cartier досталась кольцу Дейзи в экранизации "Великого Гэтсби" 1974 года. После премьеры фильма кольцо стало настоящим бестселлером, многие клиенты Cartier приходили исключительно за ним.
Киношники использовали в своих картинах настоящие бриллианты еще до того, как компании стали активно осваивать продакт-плейсмент. В 1946 году Жан Кокто закончил работу над фильмом "Красавица и чудовище", в котором роль Белль досталась Жозетт Дэй. В одной из сцен слезы красавицы Белль превращаются в драгоценные камни, и Жан Кокто наотрез отказался использовать имитацию. Надо ли уточнять, чьи бриллианты одолжил для съемки Кокто, близкий друг директора ювелирного направления Cartier Жанны Туссен? Под обаяние бриллиантов попала тогда и Жозетт Дэй — актриса стала преданной клиенткой дома.
Конечно, друзьями такого известного ювелирного дома, как Cartier, становились и монаршие особы. Для своей коронации в 1953 году Елизавета II попросила ювелиров Cartier вставить подаренный ей на свадьбу розовый бриллиант в брошь в виде цветка. А герцогиня Кембриджская Кейт Миддлтон на свою свадьбу надела тиару Halo, которую дом Cartier изготовил когда-то для королевы Елизаветы.
Так что же привлекало всех этих женщин в бриллиантах Cartier? Должно быть, их красота и уникальность. Все бриллианты, которые играют роль центральных камней, эксперты ювелирного дома оценивают по четырем критериям: огранка, вес в каратах, цвет и чистота. От огранки зависит симметричность бриллианта и яркость его блеска. В зависимости от качества огранки бриллианты делятся на несколько классов: от "отличных" до "ниже среднего". Центральные камни ювелирных изделий Cartier относятся исключительно к классам "отличные" и "хорошие". Свои критерии применяются и к чистоте камней. Мастера Cartier работают с бриллиантами высшего качества, с полным отсутствием включений или с очень мелкими включениями. Ответственно ювелиры подходят и к отбору бриллиантов, окружающих центральный камень.
Работа мастеров Cartier вряд ли нуждается в дополнительных комплиментах. Но слава женщин, выбирающих украшения Cartier, безусловно, прибавляет им притягательности. Это как раз тот случай, когда не бриллиант украшает женщину, а наоборот.