Атака клоунов
Елена Груева о Вячеславе Полунине и новом открытии Цирка Чинизелли
На IV Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге сотни событий разного жанра, формата и масштаба сконцентрированы в три дня и поделены на секции и потоки. Конференции, подиумы, дискуссии, круглые столы, конгрессы, премьеры — и где-то в глубинах огромного форума, заполненного известными именами и медийными лицами, запланировано "заседание Академии дураков", которое состоится в рамках работы секции "Цирк и уличные театры". В этих же самых рамках — как сейчас принято говорить, "на полях" форума — произойдет самое красочное его событие. В Петербург вернется цирк. Не цирк вообще, а тот конкретный, который два года тому назад закрывался под всеобщие мрачные предсказания
"Над Цирком на Фонтанке нависла угроза" — именно так в начале 2013 года многие цирковые артисты восприняли новость о том, что художественным руководителем Большого Санкт-Петербургского цирка назначен Вячеслав Полунин.
Вообще-то задним числом решение об этом назначении хочется назвать не столько эпатажным, сколько красивым — как бывают красивые шахматные комбинации. Эта конкретная комбинация возвращала в Питер "всемирного клоуна", лауреата всех возможных отечественных и международных премий, первого российского артиста, который создал сверхуспешное массовое зрелище для всей планеты, умудрившись при этом заработать и сохранить репутацию художника и философа. Однако у возражавших были свои сомнения и, главное, свои представления о чистоте жанра. Ведь цирк — как и театр — в последние десятилетия оказался одним из самых сложносочиненных массовых увеселений. Тот цирк, который до сих пор жил на Фонтанке и имел своих поклонников и зрителей,— это культпоход с детьми, бравурный марш, клоун в парике, тигр в кольце, гимнастка на трапеции. Тот цирк, который придумал, вырастил, создал Полунин — размером во всю планету, цирк-театр, превращающий в ребенка любого взрослого. С точки зрения традиционного цирка автор великого Асисяя, давно и, казалось, безвозвратно ушел с обычного манежа. Создал театр клоунов "Лицедеи", устраивал уличные представления. Затеял и протащил через всю Европу 1980-х с тогда еще вполне себе закрытыми границами "Караван мира". Сам стал человеком мира, живущим то в Лондоне, то в Париже, разъезжающим по всему свету со своим "SnowShow". Учредил мировую Академию дураков, где дуракаваляние возводилось в ранг искусства, причем искусства жить. Зачем Полунину ветшающее здание в Питере и куча проблем со старыми номерами, рискованными аттракционами, содержанием дрессированных зверей и птиц? Куда он их денет, если сразу заявил, что будет делать авангардные шоу, где цирк станет лишь одной из составляющих, равной с оперой, балетом, симфонической музыкой и живописью? Впишутся ли тигры в живопись, а слоны в балет? Ответа на эти вопросы тогда, в 2013-м, не последовало, потому первым делом здание закрылось на ремонт.
И вот не прошло и двух лет, как грандиозная реконструкция с полной заменой купола и восстановлением первоначального декора с кариатидами и фигурами муз завершена. На 18 декабря назначена премьера нового представления "Бал у Чинизелли, или 1001 Золушка". А это значит, что проповедник "нового цирка" Полунин оказался к тому же и почтительнейшим хранителем истории и собирателем традиций. Цирку на Фонтанке возвращено имя его создателя — наездника и антрепренера Гаэтано Чинизелли, который в 1877 году открыл первый каменный цирк в России с уникальным куполом объемом 8200 кв. м без единой поддерживающей его колонны (архитектор Василий Каннель). А "Золушка" — название одного из первых и самых успешных представлений цирка Чинизелли, его играли в Петербурге на Рождество до самой революции. Почти век спустя Вячеслав Полунин пригласил на обновленный манеж мастеров и даже мэтров клоунады со всего света: роль Принца досталась французу Жюльену Коттеро, клоуну, актеру театра и кино, обладателю множества престижных премий, среди которых и премия Мольера, и премия Бомарше. Из соседнего театра клоунады "Лицедеи" полунинская "Золушка" позаимствует самого, кажется, узнаваемого лицедея — Николая Терентьева, он сыграет Мачеху, а создатель комик-труппы "Маски" Георгий Делиев — одну из ее дочерей. Золушкой станет юная танцовщица Алиса Олейник. Немаловажную роль в закручивании интриги сыграет клоунесса и комедиантка Лора Херц — гибкая, как йог, невероятно смешная, гротескная и трогательная одновременно. И сказочно энергичная, за что и удостоена прозвища "Мадам 100 000 вольт". За превращения, побеги, полеты и опасности в полунинской "Золушке" отвечает труппа "Королевский цирк Гии Эрадзе", которая на Первом международном цирковом фестивале "Мастер" летом 2015 года в Сочи получила приз "Лучшее шоу года". В программе и рекордные трюки воздушных гимнастов и эквилибристов, силовые акробаты и дрессированные животные — белые доги, лошади, голуби и вороны.
Если эту премьерную программку прочитать как программу вновь открывающегося цирка, то можно сказать, что Полунин собирается объединить под одним куполом свой любимый театр клоунов и традиционный цирковой дивертисмент. В этом он тоже следует отечественным традициям. Сюжетные театрализованные представления в цирке придумали именно у нас. Но они были слишком дороги для Советского Союза 80-х и 90-х. Лидерство в производстве целостных цирковых шоу на многие годы захватил канадский "Цирк дю Солей". Возрождать цирковые спектакли начал Юрий Никулин в обновленном Цирке на Цветном. Позже к нему присоединился Большой Московский цирк. Теперь существует несколько передвижных шоу. Авторитет Полунина, его дружба со звездами мирового цирка позволит ему собирать в Цирке Чинизелли программы экстра-класса. Неслучайно первыми зрителями первой его премьеры станут участники IV Международного культурного форума. Они же смогут побывать на однодневном фестивале "Off-Clown-Fest" 14 декабря: в гости к Полунину, который вместе с генеральным директором "Росгосцирка" Вадимом Гаглоевым руководит секцией форума "Цирк и уличный театр", приедут 50 самых известных клоунов мира и покажут свои коронные репризы. Откроет фестиваль Олег Попов — и это тоже настоящая сенсация: в Петербург "солнечный клоун", живущий в Германии, прилетит впервые за четверть века. К сожалению, пока лишь на один день. Зато "Бал у Чинизелли, или 1001 Золушка" будет идти каждый день в декабре и на протяжении всех новогодних праздников.
Санкт-Петербург, IV Санкт-Петербургский международный культурный форум, с 14 по 16 декабря
"Бал у Чинизелли, или 1001 Золушка". Санкт-Петербург, Цирк на Фонтанке, с 18 декабря