Ведомства, ответственные за реализацию федеральных целевых программ (ФЦП), могут получить полномочия по исключению неэффективных госзаказчиков. Некоторые министерства уже используют этот механизм, но официально такая возможность есть только у Минэкономики — оно вправе предлагать правительству сменить даже координатора ФЦП. Исключенных госзаказчиков можно будет заменять новыми только после подтверждения необходимости продолжать контролируемые ими мероприятия.
Здание Министерства экономического развития России
Фото: Дмитрий Лекай, Коммерсантъ / купить фото
Минэкономики предлагает разрешить министерствам, отвечающим за реализацию ФЦП, добиваться исключения неэффективных госзаказчиков из программы — это следует из поправок в действующее постановление №594 о правилах реализации ФЦП. Эту меру предлагается применять к госзаказчикам, которые неэффективно реализуют мероприятия ФЦП или нерационально используют средства.
В 2015 году правительство реализует 47 ФЦП, на которые требуется 548,9 млрд руб. госвложений, на 2016 год запланировано 46 программ на 499,3 млрд руб. Больше всего программ координируют Минпромторг, Минстрой и Минэкономики, последнее ежеквартально докладывает правительству о реализации ФЦП. В докладе отмечаются наименее успешные программы и проблемы — как правило, они и связаны с неэффективной работой госзаказчика. Согласно докладу к заседанию правительства 9 сентября, высокоэффективными в первом полугодии признаны только две ФЦП: «Укрепление единства российской нации» и «Развитие физической культуры и спорта». По 17 программам работа госзаказчиков оценивается выше среднего уровня, а по 22 — удовлетворительной. Неэффективными Минэкономики сочло работу госзаказчиков в рамках программы развития Ингушетии и ФЦП «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру “112”». К последней также возникли нарекания у Счетной палаты (СП). Как пояснили “Ъ” в СП, исполнение расходов составило 5,1% показателя сводной росписи, а в рамках ФЦП «Повышение устойчивости жилых домов в сейсмических районах» (Минстрой) — 18,2%. В марте глава Минэкономики Алексей Улюкаев, выступая с аналогичным докладом, называл «наибольшим предметом для критики» ФЦП «Российские космодромы» в части строительства космодрома Восточный.
Исходя из проекта Минэкономики, госзаказчики-координаторы смогут оказывать большее давление на остальных участников программы. Они будут представлять Минэкономики свои предложения об исключении неэффективных исполнителей в виде проектов корректировок ФЦП, но итоговое решение будет принимать правительство. Впрочем, единой методики оценки эффективности нет — в Минэкономики поясняют, что она будет проводиться в рамках каждой ФЦП.
Исключенного госзаказчика можно будет заменить. «Предложения по новым госзаказчикам будут готовиться с учетом анализа целесообразности дальнейшей реализации мероприятий соответствующего госзаказчика»,— говорят в министерстве. В Минэкономики уточняют, что сейчас предлагать исключать неэффективных госзаказчиков при корректировке ФЦП не запрещено, но нигде не зафиксировано и наличие таких полномочий. Официально они есть только у Минэкономики (совместно с Минфином и Военно-промышленной комиссией, если ФЦП направлена на обеспечение обороны). При несоответствии результатов целевым показателям ведомство может внести в Белый дом предложения о корректировке целей и срока ФЦП, об изменении госзаказчика (и даже координатора), а также о досрочном прекращении программы и принятии дисциплинарных мер к ее руководителю.
Де-факто предложенный механизм уже используют в некоторых ведомствах. Как заявили “Ъ” в Минстрое, при составлении отчетов об исполнении своих программ министерство выявляет неэффективных госзаказчиков и обращается в Минэкономики с просьбой исключить их. В Минвостокразвития “Ъ” сообщили, что данный проект на согласование в ведомство пока не поступал, но саму идею называют верной. Также в ведомстве считают важной возможность выбора нового госзаказчика — «недопустимо отказываться от объектов и мероприятий, зачастую жизненно необходимых для населения, только из-за отсутствия организованной и эффективной работы госзаказчика».