ОБСЕ попытаются вывести из «системного кризиса»
В Белграде открылось заседание организации, на полях которого Сергей Лавров встретится с турецким коллегой
В Белграде открылось заседание министров стран—членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Перед началом встречи глава МИД РФ Сергей Лавров, возглавляющий российскую делегацию, признал: ОБСЕ находится в системном кризисе, в том числе из-за политической ангажированности ряда институтов организации. Особой критике министра подверглась представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дуня Миятович. Сегодня господин Лавров примет участие не только в пленарном заседании, но и в ряде двусторонних встреч, в том числе с главой МИД Турции Мевлютом Чавушоглу. С подробностями из сербской столицы — корреспондент “Ъ” ПАВЕЛ ТАРАСЕНКО.
Утро для Сергея Лаврова началось с рабочего завтрака с другими участниками Организации Договора о коллективной безопасности — военно-политического блока на постсоветском пространстве. После его завершения участники отправились на заседание министров стран ОБСЕ.
Выступая на заседании, Сергей Лавров основное внимание уделил борьбе с терроризмом. Он заявил, что «непозволительно делить террористов» на тех, с кем можно и с кем нельзя иметь дело. «Преступно заигрывать с экстремистами», — заверил министр. Он напомнил, что еще в 90-ые годы Россия предложила сделать антитерроризм основным направлением работы ОБСЕ, но тогда эту инициативу поддержали без особого энтузиазма. Среди прочего, господин Лавров призвал ОБСЕ «плотнее работать со странами южного Средиземноморья», а также отметил: росту террористических угроз способствует «нерешенность палестинской проблемы». Упомянул он в своей речи и об украинском кризисе («Мы видим растущее понимание истинных причин украинского кризиса»), и о попытках героизировать нацистов.
О том, какие аспекты, связанные с настоящим и будущим ОБСЕ, беспокоят Москву, Сергей Лавров рассказал и накануне.
Прямо в аэропорту у трапа самолета его встречал глава МИД Сербии Ивица Дачич. Министры провели короткие переговоры за закрытыми дверями, после чего вышли к журналистам.
Хозяин встречи не без гордости рассказал, что в Белград приедут 44 министра иностранных дел (всего в ОБСЕ входят 57 стран). По словам Ивицы Дачича, речь идет о крупнейшем политическом событии в сербской столице с момента проведения здесь саммита неприсоединившихся стран в 1989 году.
«Особенно нам дорого, что в Белград приехали министры самых значимых стран мира. И надеюсь, что на своих двусторонних встречах они смогут достигнуть каких-то договоренностей, политических решений»,— сказал глава МИД Сербии, также выразив надежду на то, что на заседании будут приняты важные решения «по миграции, борьбе против терроризма, свободе СМИ и по разным другим темам». Сербский министр отметил, что завершающийся год был нелегким и запомнится, в частности, целым рядом конфликтов — как замороженных, так и новых. При этом, по его словам, особенно обострились проблемы с мигрантами и выросла террористическая угроза. В этой связи господин Дачич упомянул теракты в Париже, Бейруте и Тунисе, а также взрыв российского самолета над Синаем. Вместе с тем он выразил надежду на то, что участники ОБСЕ по достоинству оценят усилия по поддержанию региональной и мировой стабильности, которые в год своего председательства предпринимала Сербия.
Что же касается Сергея Лаврова, то он отметил: ОБСЕ находится в «системном кризисе» и должна как можно быстрее вернуться к основополагающим нормам и принципам своей деятельности, прописанным в Хельсинкском акте 1975 года. Речь, в частности, идет о принципах невмешательства во внутренние дела, уважения суверенитета и политической независимости государств, неприменении силы для решения проблем. «Понимание необходимости возвращения к основополагающим нормам и принципам ОБСЕ во многом обусловлено тем, что все больше и больше осознается общая для всех нас угроза — угроза терроризма»,— заявил глава МИД РФ.
Сергей Лавров выразил надежду, что все участники министерских заседаний «отставят в сторону все второстепенное и сконцентрируются на выработке общих подходов к решению самых главных проблем для всех без исключения стран», например борьбе с терроризмом, наркотрафиком и наркоиндустрией, определению истинных причин кризиса с мигрантами, защите христиан, недопущению какой-либо дискриминации по религиозному и национальному признаку. Впрочем, он заранее признал: «Из-за сохраняющейся инерции прежних подходов не по всем вопросам, вынесенным на обсуждение, удастся принять консенсусные решения».
На данный момент, по мнению Сергея Лаврова, одной из ключевых проблем ОБСЕ является использование двойных стандартов и политизированность ряда институтов. «В ОБСЕ есть такой институт, как специальный представитель по вопросам свободы СМИ (этот пост сейчас занимает Дуня Миятович.— “Ъ”),— отметил глава МИД РФ.— Он явно работает неадекватно тем требованиям, которые выдвигает жизнь, и одним из наших главных приоритетов на предстоящих министерских заседаниях будет принятие решений, которые потребуют от всех институтов ОБСЕ, прежде всего от упомянутого мной института, обеспечивать свободу средств массовой информации без двойных стандартов, без каких-либо изъятий». Министр уточнил, что исключения касаются «пропаганды терроризма, употребления наркотиков и прочих вещей, которые прямо запрещены международными конвенциями».
Кроме того, ранее не раз критике Москвы подвергалась деятельность Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, которое следит за выборами в разных странах. В конце октября, в частности, на эту тему высказался глава ЦИК РФ Владимир Чуров. В ходе парламентских слушаний в Совете федерации он предложил «создать строгие правила для наблюдателей, особенно международных, на выборах, иначе размывается грань между соблюдением демократических норм и вмешательством во внутренние дела государств». По мнению господина Чурова, доля «политической составляющей» в международном наблюдении — 90%, «а профессиональной — всего 10%» и нужна «деполитизация института наблюдения, перевод его на профессиональную основу». Глава ЦИКа утверждает, что БДИПЧ ОБСЕ — это, по сути, правозащитная организация, которая «делит страны на демократически недоразвитые и переразвитые».
О БДИПЧ накануне упоминали и в МИД РФ. «Специализированные институты ОБСЕ — Бюро по демократическим институтам и правам человека, Верховный комиссар по делам национальных меньшинств и представитель ОБСЕ по свободе СМИ — не выдержали “экзамена” на объективность и независимость. Они поддерживают неконсенсусные подходы и проекты, нарушая таким образом принцип беспристрастности. Допускаются превышение мандатов и самовольные, не получившие общего одобрения государств-участников, действия»,— говорилось в распространенном комментарии департамента информации и печати МИД РФ по поводу участия Сергея Лаврова в белградском заседании .
Помимо мероприятий по линии ОБСЕ министр Лавров в четверг и пятницу проведет в Белграде ряд двусторонних встреч, в том числе с госсекретарем США Джоном Керри и генсеком Совета Европы Турбьорном Ягландом. В среду Сергей Лавров заявил, что Анкара настойчиво просила об организации переговоров с ним турецкого министра Мевлюта Чавушоглу, при этом он сам «уклоняться от этого контакта» не будет. «Будет печально, если ничего нового мы не услышим. Но в любом случае хотелось бы и нам задать несколько вопросов турецкой стороне, в том числе по попытке извратить содержание моего телефонного разговора с главой МИД Турции 25 ноября»,— рассказал Сергей Лавров. Встреча состоится сегодня ближе к вечеру по московскому времени.