Сергей Лавров наладил связь с Турцией
В Белграде прошли переговоры российского и турецкого министров иностранных дел
На полях заседания министров иностранных дел стран—членов ОБСЕ в Белграде у главы МИД РФ Сергея Лаврова запланирован целый ряд двусторонних встреч. Главная из них, впрочем, уже состоялась: министр встретился со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу. Накануне господин Лавров дал понять, что хотел бы услышать от своего собеседника «что-то новое» по поводу причин атаки на российский бомбардировщик Су-24. Именно турки добивались проведения этой встречи, но их настойчивость вряд ли была вызвана желанием принести извинения. Вечером Сергей Лавров подтвердил, что стороны остались на своих позициях. С подробностями из Белграда — корреспондент “Ъ” ПАВЕЛ ТАРАСЕНКО.
Встреча с Мевлютом Чавушоглу состоялась в кулуарах заседания министров иностранных дел стран ОБСЕ, которые собрались в четверг в столице Сербии. Вопреки обыкновению, журналистов не пустили даже на так называемый протокол — рукопожатие и приветственные фразы в самом начале переговоров.
Состоявшаяся встреча стала первым двусторонним прямым контактом на столь высоком уровне с момента инцидента с российским самолетом Су-24, сбитым на турецко-сирийской границе 24 ноября. Ранее, на климатической конференции в Париже, президенты РФ и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган имели шанс пересечься в том или ином формате, но этого так и не произошло. Сергей Лавров и Мевлют Чавушоглу 25 ноября общались по телефону, но разговор вышел тяжелым: прийти к какому-либо согласию не удалось.
Инцидент с Су-24 послужил причиной самого серьезного кризиса в отношениях между Москвой и Анкарой за многие годы. РФ приняла целый ряд ответных мер на «недружественные действия турецкой стороны»: российские туроператоры отменили туры на турецкие курорты; было решено с 1 января приостановить действие безвизового режима с Турцией; с этого же дня будет введен запрет для работодателей на привлечение работников из числа турецких граждан. Одной из наиболее серьезных мер стало введение эмбарго на поставки из Турции овощей и фруктов. В Анкаре уже объявили, что готовят ответные шаги.
Накануне Сергей Лавров дважды — на пресс-конференциях на Кипре и в Белграде — затрагивал тему возможных контактов с коллегами из Турции. Вначале в Никосии он заявил: «Турецкая сторона настоятельно просит организовать очную встречу на полях совета министров иностранных дел ОБСЕ в Белграде. Мы не будем уклоняться от этого контакта. Послушаем, что нам скажет господин Чавушоглу. Может что-то появится и новое».
Позднее, уже в Белграде, отвечая на аналогичный вопрос сербских журналистов, министр отметил: «Будет печально, если ничего нового мы не услышим. Но в любом случае хотелось бы и нам задать несколько вопросов турецкой стороне, в том числе по попытке извратить содержание моего телефонного разговора с главой МИД Турции 25 ноября». «В частности, в тех утечках, которые появились в турецких газетах, утверждается, будто в ходе разговора он предложил создать горячую линию между военными ведомствами РФ и Турции, а мы отошли в сторону. Это неправда, потому что такая линия была создана на самом раннем этапе операции ВКС РФ по российской инициативе. Но турецкая сторона ни разу этой линией не воспользовалась, в том числе в контексте событий, которые произошли 24 ноября,— констатировал глава МИД РФ.— Также в упомянутых утечках утверждалось, будто в ходе телефонного разговора 25 ноября министр Чавушоглу предложил мне создать коалицию между РФ и Турцией по борьбе с ИГ, а мы не проявили энтузиазма. Это неправда в квадрате и в кубе».
Сергей Лавров напомнил, что именно президент РФ Владимир Путин «выступая на Генассамблее ООН, предложил создать единый фронт против терроризма». Инициатива вместе с тем была одобрена не всеми.
Сергей Лавров не стал скрывать, кто именно, по мнению Москвы, несет ответственность за попытки «подорвать перспективы создания единого антитеррористического фронта». «Если то, что сделала турецкая авиация 24 ноября, сбив российский самолет, было направлено на подрыв перспектив создания единого антитеррористического фронта и перспектив политического процесса в рамках венской группы (по сирийскому урегулированию.— “Ъ”), то это турецкой стороне не удастся, я вас уверяю»,— подчеркнул российский министр.
Вечером, после завершения всех встреч, Сергей Лавров ответил на вопрос “Ъ” об итогах встречи. Как и ожидалось, прорыва не произошло. «Мы встречались с министром Чавушоглу по его настоятельной просьбе. Мы не услышали чего бы то ни было нового. Министр Турции подтвердил те подходы, которые публично озвучены президентом Турецкой республики. Мы подтвердили наши оценки, которые с самого первого дня после того, как наш бомбардировщик был преступно сбит вопреки всем нормам в такого рода случаях, были озвучены»,— сказал российский министр.
Генштаб проник в сверхсекретные кланы противника
2 декабря высокопоставленные представители Минобороны РФ и Генштаба предъявили президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану и членам его семьи обвинения в скупке нефти у террористов «Исламского государства» (ИГ; группировка запрещена в России). Сам господин Эрдоган назвал эти заявления клеветой. Представители США отвергают обвинения в том, что руководство Турции сотрудничает с террористами, однако признают, что часть границы Сирии и Турции не контролируется властями и нефть, поставляемая ИГ, пересекает границу. В свою очередь, министр иностранных дел Сергей Лавров настаивает на том, что Россия готова предоставить всем доказательства своей правоты. Читайте подробнее