Молчание Минздрава
Половина писем в министерство остается без ответа
Драмы в письмах
Уже три года Русфонд пересылает неформатные письма с просьбами о помощи в Министерство здравоохранения РФ. Это просьбы оплатить лечение в клиниках, с которыми фонд не работает, просьбы помочь с лекарствами, которые государство обязано предоставлять бесплатно, а также просьбы о помощи взрослым людям. Половина всех пересланных на горячую линию Минздрава обращений осталась без ответа.
Что же касается ответов, полученных из Министерства здравоохранения РФ, то их можно разделить на три категории. Первая — ответы на просьбы о лечении за границей. Неважно, взрослый человек просит оплатить зарубежное лечение или родители ребенка, формулировка одинаковая: для рассмотрения обращения необходимо собрать и представить документы согласно административному регламенту. Документов много, а срок действия, например, медицинского заключения всего три месяца. Человек опускает руки, понимая, что вовремя собрать все бумаги физически невозможно. А ведь плюс ко всем документам должно быть заключение лечащего врача о необходимости лечения пациента за границей, которое ни один врач не подпишет. В разговоре с пациентами или их родственниками врачи, как правило, говорят прямо: "Как я напишу, что российская медицина в вашем случае бессильна? Я завтра же окажусь без работы".
Вторая категория — ответы на просьбы о помощи в лечении детей, больных детским церебральным параличом. В этих случаях ответ чиновника заключается в поручении департаменту здравоохранения того региона, из которого поступила просьба, направить больного ребенка в федеральный реабилитационный центр "Детство" Минздрава РФ. И такие дети действительно получают квоту на реабилитацию в этом единственном государственном реабилитационном центре, находящемся в Московской области.
Третья категория ответов, как и первая, не зависит от диагноза и возраста. Как правило, это поручение региональному минздраву оказать помощь автору письма и направить пациента в федеральную клинику — документ за подписью директора департамента медицинской помощи детям и родовспоможения Елены Байбариной.
Так отвечает Минздрав. Либо не отвечает вовсе.
В октябре 2014 года представители Русфонда участвовали в заседании секции "Медицина и фармацевтика" совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере. На заседании были подведены итоги взаимодействия Минздрава с благотворительными и иными профильными некоммерческими организациями. Русфонд предложил ввести автоматическую регистрацию писем на горячей линии Минздрава. Простой автоматический ответ вроде: "Ваше сообщение получено, регистрационный номер такой-то". Как в любом интернет-магазине или на портале госуслуг, когда отправляешь, к примеру, показания счетчиков водоснабжения. Нам ответили: "Конечно, нет проблем, подумаем, обсудим. Нам самим так легче будет понять, сколько наших ответов на обращения из Русфонда может потеряться".
Автоматической регистрации почты Минздрава до сих пор нет. И по-прежнему Русфонд независимо от Минздрава регистрирует отправленные в министерство письма и полученные ответы. И размещает эту информацию на rusfond.ru. Родители больных детей заходят на сайт, видят, что их просьба отправлена в Минздрав, и спустя несколько месяцев снова обращаются к нам: может быть, Русфонду ответили из министерства? Вот и Марина Б., мама двухлетнего Андрея, страдающего органическим поражением головного мозга, спрашивает из Алтайского края: "Ждать ли нам помощи?" Что написать матери? Ее письмо мы отправили в министерство еще 7 мая этого года. За семь месяцев министерство так и не подобрало клинику, где смогли бы помочь ее сыну, ответа нет до сих пор. Русфонд повторно направляет письмо Марины Б. в Минздрав...
С марта 2013 года Русфонд отправил на горячую линию Минздрава РФ 1137 просьб о помощи. В 565 случаях ответа не поступило.