Французские избиратели могут удариться в крайности
Теракты в Париже меняют политический пейзаж страны
В воскресенье во Франции пройдет первый тур региональных выборов. Их главным итогом, как ожидается, станет уход от политического уклада, десятилетиями строившегося на доминировании право- или левоцентристов. Катализаторами перемен стали миграционный кризис в ЕС и ощущение бессилия после парижских терактов. Теряя веру в традиционные партии, почти треть избирателей делает ставку на некогда маргинальную партию Марин Ле Пен "Национальный фронт". Последние опросы сулят ей победу как минимум в двух из 14 регионов.
Еще весной сценарий декабрьских выборов членов и глав региональных советов был предельно предсказуем: их победителем должны были стать сторонники экс-президента Никола Саркози. Ожидалось, что победа должна была сначала привести его правоцентристскую оппозиционную партию к власти на местах, а затем его самого к победе на президентских выборах 2017 года. По такому же сценарию президентом в 2012 году стал оппозиционер-социалист Франсуа Олланд. И как раз на этот сценарий был рассчитан ребрендинг главной партии правого центра, превративший "Союз за народное движение" (UMP) в "Республиканцев" (Les Republicains).
Однако разразившийся летом миграционный кризис в Евросоюзе и недавние теракты в Париже смешали карты и Никола Саркози, и президенту Олланду. Джокер оказался в руках у Марин Ле Пен: ее крайне правая партия "Национальный фронт" (FN) призывала к ограничению миграции, контролю национальных границ и "сильной руке" еще тогда, когда говорить публично об опасностях притока мигрантов считалось дурным тоном.
"Мы пытались предупредить власти, но они не прислушались,— горячо убеждала Марин Ле Пен избирателей на недавнем митинге в городе Амьен.— А теперь я просто наблюдаю, как правительство идет на те меры, которые еще недавно, по словам президента, были невозможны, а теперь стали необходимы, неотложны и законны. После того, как ушли из жизни 130 человек".
"По всем ключевым вопросам повестки дня — радикальному исламизму, миграционному кризису, росту безработицы, ближневосточному урегулированию, будущему Евросоюза — разница между FN и другими партиями куда более ощутима (для избирателей.— "Ъ"), чем между право- и левоцентристскими политиками у власти",— резюмирует в статье для Le Figaro политолог и социолог Жером Сен-Мари, возглавляющий компанию по исследованию общественного мнения Polling Vox.
По данным опросов, 28% избирателей готовы поддержать FN в первом туре выборов. Для сравнения: на прошлых выборах правоцентристов поддержали чуть более 35%, социалистов — 54%, а крайне правый FN — всего 9% (см. "Ъ" от 23 марта 2010 года). Как пишут французские СМИ, это означает, что фактически "двуполярная" политическая система становится "триполярной".
Упорство, с которым крайне правый политик Марин Ле Пен, получившая партию в наследство от отца Жан-Мари Ле Пена, долгие годы гнула свою политическую линию, в итоге может впервые привести кандидатов от FN в руководство двух из 14 региональных советов (в регионах Нор-Па-де-Кале--Пикардия и Прованс--Альпы--Лазурный берег). Об этом свидетельствуют недавние опросы компании BVA. "Республиканцы" и Соцпартия (сейчас контролирует 95% власти на местах) могут рассчитывать на уверенную победу всего в четырех регионах каждая.
"Два региона, где FN может одержать победу,— это 11 млн жителей,— напомнил "Ъ" директор франко-российского аналитического центра "Обсерво" Арно Дюбьен.— И для Франции, где решения региональных властей оказывают значительное влияние на повседневную жизнь людей (в их компетенции — школьное образование, транспорт и ряд экономических вопросов), в случае их победы многое может измениться: не только политическая жизнь, но и экономическая активность и привлекательность регионов Франции". По словам господина Дюбьена, президент Олланд, как ни странно, мог бы быть также заинтересован в успехе FN на выборах. "Это позволило бы ему мобилизовать левый электорат к президентским выборам в 2017 году,— полагает эксперт.— Ведь главный вопрос теперь: кто выйдет во второй тур против Марин Ле Пен?"