Любо-дорого
Спрос на рынке цифровой техники в Черноземье сместился в люксовый сегмент
Жители Черноземья активно покупают дорогие смартфоны и планшеты, а на бюджетные обращают все меньше внимания. Эту тенденцию фиксирует отчет «Евросети», проанализировавшей рынок макрорегиона. По итогам девяти месяцев 2015 года в большинстве ценовых сегментов гаджетов продажи просели на 20–40%, а интерес к моделям дороже 30 тыс. руб. вырос более чем вдвое. Эксперты объясняют это ростом цен и изменением потребительского поведения — часто менять гаджеты в кризис может позволить себе только небольшая прослойка обеспеченных покупателей.
Аналитики «Евросети», подготовившие обзор рынка гаджетов в ЦФО за январь-сентябрь нынешнего года (исследовалась статистика всех ритейлеров и операторов), отмечают рост интереса к дорогим гаджетам на фоне общего снижения продаж. Реализация смартфонов в количественном выражении с прошлого года снизилась на 8%, планшетов — на 30%. Выручка от планшетов упала на 29%, в то же время на 10% больше продавцам стали приносить «умные телефоны». Если верить операторам, у них смартфоны продаются чуть лучше. «В течение года прирост продаж в салонах “Мегафона” в Воронеже составил порядка 10% в штучном выражении», — сказал директор регионального отделения оператора Олег Залукаев.
В «Евросети» подсчитали, что продажи смартфонов в большинстве ценовых сегментов либо снизились, либо остались практически на уровне осени 2014 года. Значительный рост показали только дорогие модели (свыше 30 тыс. руб.). Их продажи по сравнению с прошлым годом увеличились на 156% в штучном выражении и на 230% — в денежном. По итогам трех кварталов 2015-го доля дорогих смартфонов в общей массе продаж в ЦФО составила 7% (3% годом ранее). Именно эти 7% к концу сентября сформировали треть оборота рынка.
Сегмент дешевых смартфонов (до 3 тыс. руб.) просел сильнее всего — их продажи снизились на 42% в штучном и на 40% в денежном выражении. Если год назад такие модели формировали 5% оборота регионального рынка, то сейчас эта доля уменьшилась до 3%. По оценке «Евросети», еще сильнее упали продажи планшетов — на 30-50% к прошлому году. А планшеты дороже 30 тыс. руб. по итогам девяти месяцев этого года прибавили 42% в штуках и 63% в выручке. В октябре 2014 года такие модели составляли 7% оборота планшетов в ЦФО, эта доля выросла до 17%.
Рост продаж дорогих гаджетов в Воронежской области даже превысил показатели ЦФО. В регионе продажи премиум-моделей смартфонов увеличились на 202% в штучном и 269% в денежном выражении. Их доля в обороте составляет 22% (7% годом ранее). Примечательно, что самую большую долю в обороте воронежского рынка мобильного ритейла (24%) пока удерживают смартфоны ценой от 5 до 10 тыс. руб. Статистика продаж планшетов в Воронежской области почти полностью соответствует данным по ЦФО. Интереса к бюджетным моделям в регионе было еще меньше, а рост сегмента дорогих оказался менее резким. Самым популярным производителем смартфонов в Воронеже, по мнению аналитиков МТС, остается корейский Samsung. «Только за третий квартал 2015 года продажи этой марки выросли на 70% в штучном выражении и на 60% в денежном», — сказали „Ъ“ в пресс-службе оператора. Там также сообщили о росте в Воронеже спроса на устройства с поддержкой сетей 4G (учитываются продажи всех игроков в регионе). Продажи таких моделей увеличились в 5,5 раз. Средняя цена смартфона в ЦФО, по подсчетам «Евросети», составляет 8 тыс. руб., планшета — 7,5 тыс. руб.
«Огромное количество моделей из среднего сегмента заметно подорожало и теперь стоит дороже 30 тыс. руб. За счет этого верхний сегмент и расширился — речь даже не об iPhone, а о Samsung и других китайских брендах стоимостью 35–40 тыс. руб.», — напомнил ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Он считает увеличение продаж дорогих гаджетов на фоне общего падения рынка общероссийской тенденцией. Господин Муртазин полагает, что проседание большинства ценовых сегментов смартфонов связано с изменением потребительского поведения: «Люди стали реже менять телефоны, особенно в средних и нижних ценовых сегментах. Старая модель работает, ничего принципиально нового производители не изобрели, а деньги экономят все». Аналитик добавил, что тенденция падения продаж планшетов «заметна во всем мире»: «У них большой жизненный цикл, а существенных технологических новинок нет. В итоге рынок существует, но уже третий год падает». Руководитель проекта «Воронеж. Телеком онлайн» Станислав Дитятев добавил, что большой разброс между динамикой продаж бюджетных и дорогих моделей может быть связан с разницей в доходах их покупателей: «Небольшая прослойка обеспеченных потребителей может позволить себе регулярно менять смартфоны даже в условиях кризиса. А те, кто присматривался к бюджетным моделям, сейчас вообще не планируют покупать новые гаджеты».