«С учетом текущей экономической ситуации российский легпром представляет огромное поле для деятельности»
Основатель группы компаний «БТК Холдинг» Таймураз Боллоев – о военной и школьной форме, производстве высокотехнологичных тканей и строительстве крупнейшего в отрасли холдинга.
Расскажите об основных направлениях деятельности компании. Что вы считаете своим приоритетом, на чем будут сосредоточены усилия компании и ее топ-менеджмента в ближайшие годы?
С середины 2015 года в группе компаний мы запустили процесс постепенного перехода к дивизиональной структуре с единым центром стратегического планирования и управления – это компания «БТК Холдинг», которая осуществляет руководство тремя дивизионами, на которые мы логично разделили бизнес: «БТК групп» - производственная компания, которая специализируется на разработке, производстве специальной защитной одежды для силовых ведомств, крупных корпораций и бизнеса, «БТК Текстиль» - текстильный дивизион, который реализует масштабные проекты, в том числе направленные на импортозамещение в текстильной отрасли страны и дивизион «БТК Консьюмер» включает линейку мужского костюма c небольшой собственной розничной сетью в Санкт-Петербурге и школьной формы под брендом btc, а также контрактное производство.
Сегодня для группы компаний БТК больший интерес представляет производственная составляющая. В технологической цепочке каждый этап имеет свою добавочную стоимость, начиная от производства сырья (нить, волокно, суровые (необогащённые) ткани, отделка) и заканчивая готовой продукцией. Наличие всех технологических процессов в рамках одного холдинга дает возможность эффективно управлять цепочкой стоимости и быть с одной стороны более конкурентными на рынке, с другой снижать риск зависимости от иностранных составляющих при производстве готовых изделий. Это приобретает особое значение, если выполняешь работы в рамках государственного оборонного заказа и на карту поставлено вещевое обеспечение Вооружённых Сил нашей страны.
Поэтому для нас главным является даже не швейное направление бизнеса, а сырье, ткань, полотно, отделка.
Какая, на Ваш взгляд, самая важная проблема в развитии отрасли?
Если посмотреть на цифры и статистику того, что из себя представляет российский рынок легкой промышленности, то вывод простой: мы имеем дело с вакуумом во всех смыслах. Отрасль не консолидирована - самому крупному ее участнику не принадлежит и 5% рынка, собственная производственная база не развита. Позиции потеряли еще за время перестройки. Но мы видим в этом большие возможности для развития. С учетом текущей экономической ситуации российский легпром представляет огромное поле для деятельности!
Когда мы в конце 2013 года начали с нуля строить импортозамещающий производственный комплекс «БТК Текстиль» в г.Шахты Ростовской области на 120 тыс кв метров, нам задавали вопрос: у вас гарантии есть, что это будут приобретать? Нет. А как же вы рискуете? Мы посмотрели на мировой опыт, изучили рынки, сколько стоит электроэнергия в тех странах, откуда поступает продукция, сколько стоит рабочая сила и стал очевиден потенциал собственного производства высокотехнологичных одежных и технических тканей. Более того, с учетом курсовой волатильности заказывать ткани за пределами страны стало не так выгодно. Но продукт, который мы производим в «БТК Текстиль», так называемые «умные» ткани, является новым для российского рынка и заказчикам нужно сначала в принципе рассказать о появившейся возможности, над чем мы сейчас активно работаем.
Важную роль играют квалифицированные кадры. Над этой задачей мы работаем непрерывно. Обучаем, повышаем квалификацию, приглашаем иностранных специалистов, носителей знаний для того, чтобы непосредственно на производстве они делились этими знаниями с нашими соотечественниками. Готовясь к запуску текстильного завода «БТК текстиль» в Ростовской области, мы набрали группу из молодых людей - 150 человек и развернули учебный центр, в течение полутора лет отправляли на стажировку в страны Европы для получения опыта, позволяющего профессионально работать с современным оборудованием, которым оснащен наш комплекс.
В этой связи несколько слов об импортозамещении. Насколько мне известно, это одна из наиболее важных задач холдинга? Как оно идет, что вы предпринимаете и намерены предпринимать в этом направлении?
Открытие «БТК текстиль» позволило локализовать в России производство высокотехнологичных тканей из синтетических волокон одежного и технического назначения. Этот проект направлен, в том числе, и на решение задач, поставленных руководством страны в части развития импортозамещающих производств для обеспечения нужд оборонно-промышленного комплекса. Продукция предприятия по качественным характеристикам составит достойную конкуренцию мировым аналогам.
Дальнейший важный для отрасли шаг – это запуск в первом квартале 2017г. собственного производства текстильных красителей на базе комплекса «БТК текстиль» в г. Шахты. В начале ноября мы получили положительное решение от Фонда Развития промышленности о выдаче нам займа в размере равном 30% от совокупного бюджета проекта. Сегодня порядка 95% всех текстильных красителей, которые используют российские производители тканей, являются импортными. Например, «БТК текстиль» для обеспечения потребности своих текстильных заводов в Ростовской области и Алтайском крае приходится импортировать красители премиального сегмента из Европы в объеме свыше 200 тонн ежемесячно, что значительно увеличивает конечную стоимость текстильного продукта, особенно, с учётом текущего курса валют. Собственное производство красителей позволит нам еще эффективнее управлять цепочкой стоимости и обеспечить высококачественным продуктом как внутренний, так и зарубежный рынки.
Расскажите о военной форме, которую производите. В чем ее особенность и отличие от предыдущего варианта?
Инновационный продукт, который с 2012г. мы поставляем в Вооруженные Силы РФ носит название ВКПО – всесезонный комплект полевого обмундирования – наша гордость. Его основное отличие от предыдущего варианта в универсальности: она сконструирована по принципу многослойности, чтобы в ней было комфортно в любое время года.
ВКПО состоит из 8 слоев одежды, которые можно комбинировать между собой в любых погодных условиях от -40 до +40.
Какие ткани используются для производства новой формы?
В ВКПО используют современные высокотехнологичные ткани или как их еще называют «умные» на основе синтетического волокна. Ткани обладают большим набором разных защитных свойств. Производство этих тканей с 2015 года есть и в России – наш дивизион «БТК текстиль» запустил завод в г.Шахты Ростовской области. Такие ткани, в том числе, широко применяются при производстве, например, костюмов для горнолыжного спорта или в спорте высоких достижений. При изготовлении комплекта также используются современные мембраны, утеплители, фурнитура высокого качества.
Например, в ветроводозащитном костюме (входит в состав ВКПО) мы используем мембранный материал, обладающий отличной паропроницаемостью. Поры мембраны в 700 раз больше молекулы водяного пара, благодаря чему испарения тела легко выходят наружу - мембрана «дышит». При этом поры мембраны в 20 000 раз меньше капли воды, капли не могут пройти через поры, что позволяет ткани не промокать. Куртка-ветровка сшита из смесовой ткани с водоотталкивающей пропиткой, во многих слоях используется обработанный силиконом полиамид. В предметах, предназначенных для холодного времени года, использована шерсть и флис.
Сколько времени заняло создание формы? На какой срок использования она рассчитана?
Период разработки новой формы по заказу Центрального вещевого управления МО РФ занял в общей сложности около 3х лет, Первая полевая форма с принтом «цифра» была введена в 2009г. Комплект ВКПО рассчитан на срок использования в три года, но практика показала, что оно служит 4 и даже 5 лет.
Есть ли у вас своя розница? Планируете ли ее развивать? Как вообще происходит продажа вашей продукции? Кто разрабатывает дизайн?
Классическую мужскую одежду бренда btc можно приобрести в одноименных брендовых магазинах в Санкт – Петербурге, а также в онлайн магазине http://www.btc-wear.com.
Школьная форма продаётся в онлайн магазине и в розничной сети детской одежды «Детский мир».
Высокие продажи показывает линия камуфлированной защитной одежды Military line, которая является гражданской адаптацией военного всесезонного комплекта полевого обмундирования (ВКПО), который мы поставляем в Минобороны РФ. Купить можно в интернет магазине www.safety.btcgroup.ru и в магазинах «Армия России».
Все коллекции одежды мы разрабатываем и производим собственными силами. Не просто в России и нашими соотечественниками, а еще из материалов и тканей, которые также производятся на территории нашего государства. Сегодня у БТК самая крупная производственная база в легкой промышленности в стране – 8,5 тысяч сотрудников, 16 фабрик в десяти регионах России, а еще в Южной Осетии и Республике Беларусь. Это трикотажные, швейные, обувные производства и два текстильных завода. Наличие всех технологических процессов в рамках одного холдинга дает возможность эффективно управлять цепочкой стоимости и быть с одной стороны более конкурентными на рынке, с другой снижать риск зависимости от иностранных составляющих при производстве готовых изделий.