Пермский след в развитии мирового автопрома
Что объединяет японский автопром и Пермский край? АО «Пермцветмет», предприятие с 50-летней историей и уникальными традициями.
Мало кому известный факт: на долю пермской компании приходится 3% потребления алюминиевых сплавов японскими заводами компаний Nissan, Toyota, Honda иMitsubishi. Есть вероятность, что и в вашем автомобиле коробка-автомат или двигатель сделаны из пермского алюминия.
В системе организации металлургической промышленности в Советском Союзе в каждом регионе были организованы пункты сбора металлолома. Эти пункты собирали вторсырье централизованно и отправляли на металлургические заводы, где оно перерабатывалось. Алюминий уникален тем, что он может быть переработан снова и снова без потери его физических и механических свойств. Вторичный алюминий используется в промышленности, в основном в автопроме. В 1990-е система связей и гарантий сбыта продукции оказалась разрушена, а в новых условиях заводы, даже крупнейшие на тот момент, такие как Сухоложский и Мценский заводы вторичных цветных металлов, закрылись.
«Мы единственные из заводов прежней эпохи, кто выжил и продолжает работать на этом рынке вот уже в течение 50 лет», — говорит генеральный директор АО «Пермцветмет» Николай Касьянов. И раскрывает простой секрет успеха завода: «Следует точно знать, что ты умеешь делать хорошо — лучше других, научиться обеспечивать высокий уровень качества продукции и найти надежный сбыт с учетом диверсификации рисков. Мы сумели это вовремя понять, заложив эти принципы в стратегию развития предприятия».
Оказавшись в ситуации неопределенности в 1990-х, руководители АО «Пермцветмет» приняли решение самостоятельно заниматься продажей своей продукцией потребителям в Японии и Европе. К решению этой задачи АО «Пермцветмет» подошло масштабно. В течение нескольких лет в кооперации с японскими партнерами провел модернизацию, которая позволила довести качество продукции до международного уровня. В 1998 году завод, первым в России, стал сертифицированным поставщиком Лондонской биржи металлов (LME). Одновременно в АО «Пермцветмет» были внедрены стандарты ИСО-9002. Сегодня в России около сотни производителей вторичного алюминия, но, помимо АО «Пермцветмет», сертифицированы Лондонской биржей только два предприятия — Братский алюминиевый завод («Русал») и МВС. Из 30 тыс. тонн ежегодно производимых сплавов большая часть поставляется напрямую автоконцернам, которые являются основными потребителями вторичного алюминия в мире. Сертификация на Лондонской бирже позволяет предприятию гибко реагировать на изменения мировой конъюнктуры.
Процесс производства алюминиевых сплавов налажен идеально. Николай Касьянов рассказывает, что как-то в АО «Пермцветмет» приехал новый начальник отдела потребительского рынка по обороту лома. Он пребывал в полной уверенности, что предприятие занимается скупкой лома. Каково же было его удивление, когда он увидел вместо скупки лома металлургический завод, уникальные технологии и настоящий производственный процесс — от автоматизированной сортировки сырья до производства сертифицированных сплавов. Еще в конце 1990-х в АО «Пермцветмет», наверное первом в отрасли, появилась собственная лаборатория, оснащенная самым современным аналитическим оборудованием, позволяющим гарантировать потребителям высокое качество продукции.
«Что самое сложное во взаимоотношениях с мировыми автопроизводителями? Обеспечить гарантированный уровень качества для всей нашей продукции и стабильность поставок, — говорит Александр Манцуров, заместитель генерального директора. — Большинство наших потребителей сплавов готовы покупать их только у нас, потому что убедились, что из российских заводов, как, впрочем, и многих европейских, только мы можем обеспечить высокое качество, стабильность поставок независимо от колебаний рынков и, что немаловажно, четкую логистику. Мало кто из наших конкурентов может не на словах, а на деле обеспечить поставки продукции на европейские заводы не только в определенный день, но и в определенный час. Чтобы стать поставщиком автомобильного завода, необходимо пройти жесточайшую проверку. Прежде чем заключать с нами контракты, автопроизводители проводят свой собственный аудит — изучают не только как поставлен контроль качества готовой продукции и все аспекты производства, но и как работают все вспомогательные службы предприятия».
Сегодня вторичные сплавы АО «Пермцветмет» поставляются в крупнейшие автомобилестроительные компании Америки, Европы Японии и других стран Юго-Восточной Азии. В нынешних непростых экономических условиях предприятие чувствует себя уверенно и имеет стабильные экспортные контракты с ведущими мировыми автопроизводителями. В компании подсчитали, что примерно 350 тыс. автомобилей в год изготавливается с применением пермского алюминия.
Реальную поддержку предприятию оказывает руководство края, которое понимает, что производители сегодня как никогда остро нуждаются в поддержке со стороны государства. Так, при содействии губернатора Виктора Басаргина правительство подготовило и планирует к внесению в Государственную Думу РФ законопроект об отмене НДС при реализации вторичного алюминия, который так нужен всей российской промышленности. Виктор Басаргин стал инициатором включения АО «Пермцветмет» в Национальный реестр «Ведущие промышленные предприятия России». По итогам деятельности в 2014 году АО «Пермцветмет» признан «Экспортером года — 2014» России в номинации «Алюминиевые сплавы».
В эти дни, принимая поздравления с 50-летним юбилеем, сотрудники АО «Пермцветмет» смотрят в будущее с оптимизмом. В планах на 2016–2018 годы — масштабная модернизация предприятия, включающая замену металлургического комплекса, внедрение новых технологий производства и защиты окружающей среды. Завод и впредь будет оставаться флагманом отрасли и продолжать интенсивно расти. www.uralmet.com