Грант в помощь
Сложные экономические условия способствуют распространению новых форматов корпоративной благотворительности. Компании вступают в социальное партнерство, поощряя развитие местных сообществ и проекты по повышению качества жизни территорий. При этом бизнес все чаще дает средства на конкурсной основе, отмечая, что это эффективнее разовых пожертвований. BUSINESS GUIDE «ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ» выяснил, как такой подход работает на практике и почему некоммерческий сектор готов соревноваться за гранты.
В 2015 году в сфере корпоративной благотворительной деятельности наметилось несколько новых тенденций. «Во-первых, в кризисный период как никогда актуальной становится оценка эффективности социальных программ корпораций. Это сложное и финансово затратное дело — понять, какую отдачу приносят те огромные средства, которые компании выделяют на благотворительность. Однако некоторые организации пытаются эту работу выполнить и предлагают свои методики тем, кто занимается соцпомощью», — отмечает координатор движения добрых дел «Добрый Нижний» Оксана Тажирова. Еще один новый тренд — стремление компаний, которые не конкурируют между собой, объединить усилия для реализации социальных проектов. «Например, в Ульяновской области пивоваренная компания Efes и городской водоканал вместе чистят родники. Косметическая компания Avon и производитель продуктов питания Nestle Fitness разработали совместную программу профилактики онкологических заболеваний у женщин», — рассказывает Оксана Тажирова. По ее словам, многие компании стали также вовлекать в волонтерскую деятельность своих сотрудников. Сами организации, развивающие программы корпоративной социальной ответственности (КСО), еще одним важным трендом называют использование грантовых мер поддержки, когда деньги предоставляются не конкретному человеку по входящему обращению в виде разовой финансовой помощи, а выделяются на конкурсной основе для финансирования социальных проектов, рассчитанных на широкий круг людей.
Компании-благотворители единодушны во мнении, что грантовая поддержка социальных инициатив более эффективна
Один из таких примеров — проект Объединенной металлургической компании (ОМК) «ОМК-Партнерство». Руководитель направления спонсорских и благотворительных проектов ОМК Ольга Миронова говорит, что холдинг продолжает заниматься спонсорством, благотворительностью и адресной помощью, но при этом опирается на новую стратегию — социальное партнерство. Как поясняет Ольга Миронова, эта модель сотрудничества между предприятием, органами власти и общественными организациями позволяет создавать долгосрочные проекты для развития регионов и городов, где расположены предприятия холдинга. В этом году на конкурс «ОМК-Партнерство» было подано более 256 заявок от некоммерческих организаций (НКО), государственных и муниципальных учреждений и еще 110 заявок от волонтеров-сотрудников предприятий холдинга. Компания поддержала 101 инициативу, предоставив на реализацию социальных проектов 13 млн руб. Победителями стали заявки, связанные с оказанием помощи пожилым людям, инвалидам, детям-сиротам, развитием предпринимательских навыков у старшеклассников, экологией и благоустройством территорий, культурой и здоровым образом жизни. Например, организаторы проекта «Выкса на зарядке» (в Выксе Нижегородской области расположен металлургический завод ОМК — BG) проводят для всех жителей города утреннюю разминку на свежем воздухе, еще одна инициатива — программа сопровождения приемных семей, в рамках которой в Выксе оказывается помощь тем кто усыновил детей из приютов. Благодаря поддержке ОМК, в Выксунском специализированном доме ребенка, треть воспитанников которого — дети-инвалиды, открылась комната Монтессори, а в Вильской средней школе — пресс-центр, оснащенной фото- и видеоаппаратурой, компьютерами и другой техникой, чтобы учителя и школьники смогли выпускать школьную газету и сборники детских творческих работ.
На конкурсную программу социальной ответственности переходит и «Норильский никель». Главный менеджер управления благотворительных программ департамента социальной политики ПАО «ГМК «Норильский никель» Ирина Жуйкова рассказывает, что в 2014 году на конкурс социальных проектов компании было подано более 300 заявок, из которых 91 получила поддержку. Грантовый фонд конкурса по итогам года составил 76,3 млн руб., а средства, привлеченные на условиях софинансирования (это является обязательным для участия), — 53,5 млн руб. В 2015 году на конкурс заявились уже более 400 претендентов. В основном проекты компании реализуются в моногородах, где расположены ее предприятия. Например, в поселке Никель был реализован проект «Двор нашей мечты», в Мончегорске — спортивный проект «Забудь про одиночество» с участием общества слепых и спортивной молодежной организации.
Начальник центра общественных связей ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» Анна Руденко рассказывает, что компания организовывает конкурсы социальных проектов с 2002 года. За это время поступило более 1,5 тыс. заявок, из которых было отобрано 400 победителей. Общая сумма финансирования за это время составила 77,5 млн руб. К числу проектов, которые поддерживает компания в Нижегородской области, относится велопробег «Дорогой Минина» общественного фонда «Нижегородский кремль», проект тележурналиста Нины Зверевой «Живое слово», в рамках которого с поддержкой ЛУКОЙЛа воспитанников детских домов учат основам журналистики, а также экологический проект Руфины Клишковской «АntiСвин» по уборке городских территорий.
Компании-благотворители единодушны во мнении, что грантовая поддержка социальных инициатив более эффективна. «В случае с конкурсом мы располагаем полной информацией о благополучателе, знаем, на какие цели ему нужны средства. Заявки, поданные на конкурс, оцениваются несколькими экспертами, поэтому вопрос, кому оказать помощь, решается более объективно», — считает Анна Руденко. «Как показывает практика, благотворительные проекты и программы наиболее устойчивы, если они реализованы в партнерстве с местными сообществами, администрациями регионов и сотрудниками компании, — соглашается Ольга Миронова. — Потому что, во-первых, учитываются интересы всех сторон, во-вторых, объединяются бюджеты и, в-третьих, активизируются местные сообщества. Мы рады, что благодаря конкурсу «ОМК-Партнерство» появляются инновационные устойчивые и эффективные проекты».
В то же время грантодатели видят некоторые сложности в предоставлении поддержки на конкурсной основе: НКО не умеют писать заявки на гранты, не готовы предоставлять отчетность по полученным средствам и пытаются поменять бюджет проекта. Организаторы конкурсов указывают на снижение креатива у авторов проектов, а также резкое падение числа заявок в кризисные периоды, при том что объемы поддержки не уменьшаются.
Директор нижегородской региональной благотворительной общественной организации «Забота» Наталья Симонова отмечает, что и у НКО порой возникают сложности с участием в конкурсе на получение грантов. «Например, часто компании считают, что помощь проекту должна быть разовой. И если организация получила финансирование от компании, то участвовать в ее конкурсе второй раз она не должна. Кроме того, эксперты не всегда в курсе специфики проблемы, а грантодатели видят в проектах какие-то свои темы и не всегда слышат НКО»,— отмечает руководитель «Заботы». В то же время она соглашается с тем, что проектное финансирование является самым эффективным вложением средств в социальную сферу. «Очень важно знать, кому и на что выделяются средства, а не отдавать их просто организации, не будучи уверенным в их целевом использовании. Но при этом нужно, чтобы конкурс проводился грамотно, экспертная оценка была высокого уровня и предоставлялись отчеты об исполнении проекта», — отмечает руководитель НКО. Она добавляет, что у пожертвований и грантов — разные цели и благополучатели: «Понятно, что в ситуации с предоставлением помощи, например погорельцам, ни о каком проектном финансировании речи быть не может».
Эту точку зрения поддерживает и министерство социальной политики Нижегородской области: «Предоставление адресных пожертвований по обращениям является важной составляющей системы социальной помощи гражданам, которые нуждаются в поддержке. Это позволяет решить локальную проблему конкретной семьи, которая находится в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении. Метод грантовой поддержки социальных проектов, в том числе в моногородах, эффективен для решения проблем определенных территорий, с учетом особенностей конкретной местности и потребностей населения». Конкурсы, как считают в региональном минсоцполитики, позволяют проводить «инновационные социально значимые мероприятия», которые решают проблемы целевых групп и объединяют усилия органов власти, НКО и учреждений соцсферы.