Традиции и перспективы атомного машиностроения

Контекст

Один из главных перспективных проектов в российском атомном машиностроении — развитие направления реакторов для АЭС на быстрых нейтронах, которые позволяют в разы увеличить полезное использование ядерного топлива. Промышленное освоение технологии, разработанной АО «ОКБМ Африкантов», удалось только в России: единственный в мире реактор на быстрых нейтронах БН-600 успешно работает уже более 30 лет. В настоящий момент на Белоярской АЭС завершается подготовка к энергопуску нового реактора на быстрых нейтронах БН-800, на котором будет отрабатываться технология замыкания ядерного топливного цикла. Разработка БН-800 в ОКБМ началась еще в 1980-е годы. Сейчас специалисты конструкторского бюро разрабатывают перспективный проект первого коммерческого реактора на быстрых нейтронах БН-1200, планируется ввести его в эксплуатацию до 2025 года. Кроме того, предприятие активно участвует в создании плавучих АЭС для энергоснабжения труднодоступных районов России, сибирских территорий, где нет никакой инфраструктуры. Первая плавучая электростанция «Академик Ломоносов» сейчас достраивается на верфях в Санкт-Петербурге. В числе перспективных проектов «ОКБМ Африкантов» — различные реакторные установки, которые предлагается мобильно размещать в энергодефицитных уголках страны. Они предназначены для снабжения теплом и электроэнергией новых месторождений полезных ископаемых, строящихся городов и предприятий и нефтяных платформ.

Сейчас в производстве ОКБМ собственная конструкторская разработка — реакторные установки РИТМ-200, гораздо более экономичные, компактные, мощные и безопасные по сравнению со своими предшественниками. «ОКБМ Африкантов» по контракту поставляет эти силовые машины на «Балтийский завод — Судостроение», который строит универсальные ледоколы. На сегодняшний день запланировано пополнить атомный гражданский флот тремя новыми двухосадочными судами. «Эти ледоколы универсальны: за счет балласта они могут менять осадку, чтобы заходить в устья северных рек. Они могут колоть лед толщиной свыше 3 м, работая как линейные ледоколы, и проводить караваны из рек, как вспомогательные мелкосидящие ледоколы. То есть один такой ледокол заменяет собой два, работая на всех участках трассы. В Арктике это поспособствует снижению затрат в полтора раза на ледокольную проводку и удешевит стоимость перевозки грузов в целом. А наши мощные реакторные установки обеспечивают движение ледокола в тяжелых льдах», — говорит начальник отдела разработки судовых ядерных энергоустановок «ОКБМ Африкантов» Алексей Пахомов. Другое традиционное производственное направление ОКБМ — разработка и производство реакторных установок для атомных подводных лодок проекта «Борей» и «Ясень». За годы работы предприятие дало стране 460 судовых реакторов, и этот рекорд никем не побит. «У нас на предприятии осуществляется полный цикл: от научных исследований и разработки реакторных установок до их серийного производства, комплектной поставки и авторского сопровождения. Это дает нам возможность постоянно работать над повышением эффективности и безопасности наших изделий. Кроме того, это обеспечивает и экономическую устойчивость ОКБМ, позволяет нам проводить серьезную модернизацию предприятия», — говорит заместитель гендиректора по науке Александр Бахметьев. Портфель заказов АО «ОКБМ Африкантов» на десятилетний период превысил 60 млрд руб., а выручка в 2014 году составила более 12 млрд руб.. В принятой экономической стратегии до 2019 года на предприятии планируют повысить производительность труда более чем в два раза и достичь выручки в 24 млрд руб. (при этом средняя заработная плата увеличится с сегодняшних 66 тыс. до 110 тыс. руб. в месяц).

Роман Кряжев

Вся лента