Персонажный ад

Михаил Трофименков о «Ничтожестве» Николаса Роуга

Жаркое нью-йоркское лето тысяча девятьсот пятьдесят какого-то года: по одним приметам — 1953-го, по другим — 1954-го или 1955-го, впрочем, это не имеет ровным счетом никакого значения. Короче, на Бродвее в фильме Николаса Роуга стоят этакие монументальные, аляповатые пятидесятые, мужчины носят тяжелые челюсти, фасонные шляпы и маленькие глазки. Никому не спится: одним по службе, другим от духоты, третьим от тоски. Мэрилин Монро (Тереза Расселл), именуемая просто "актрисой", отработала, наконец, последний дубль на съемках знаменитой сцены с вздымающимся платьем из "Зуда седьмого года" Билли Уайлдера и едва не застудила себе все, что только можно, раз за разом ступая на вентиляционную решетку подземки. Но не возвращается в постылый дом, а заявляется в гостиничный номер к бессонному Эйнштейну (Майкл Эмиль) — просто "профессору",— чтобы объяснить ему теорию относительности. Как в дурной комедии положений, являются незваные и нежеланные гости. Профессор приехал на антивоенный конгресс, но его терроризирует сенатор Маккарти (Тони Кертис) — просто "сенатор". Требует, чтобы тот вместо конгресса явился на допрос в сенатскую комиссию, покаялся в коммунистических заблуждениях и стал стукачом. Профессору и без того тошно: мучают угрызения совести за Хиросиму, а тут еще эта Мэрилин норовит завалить его в постель — впору спать, запершись в ванной. Словно Хиросимы и Монро мало, в дверь ломится еще и ее муж, знаменитый бейсболист Джо Ди Маджо (Гэри Бьюзи) — просто "спортсмен". Парень он, в общем, добрый. Вместо того, чтобы двинуть Эйнштейну в челюсть, горестно вопрошает у жены: "Ты, что переспала еще с одним психиатром?" Индеец чероки, работающий в отеле лифтером, изрекает мутные пророчества, у актрисы случается выкидыш, а стрелки часов ученого навеки застыли на 8.15 — времени гибели Хиросимы. Сама по себе идея свести в абсурдной ситуации несколько современников, никак друг с другом в реальности не пересекавшихся, зато определявших пресловутый "дух времени",— абсолютный китч. Но Роуг китча не боится: только в его липкой вселенной он чувствует себя как дома. Человек анилинового рок-н-ролла, дитя "свингующего Лондона" 1960-х, он прогремел невнятными, но тревожными фильмами-галлюцинациями с Миком Джаггером ("Представление", 1970) и Дэвидом Боуи ("Человек, который упал на Землю", 1976). Кстати, Анджела, жена Боуи, жаловалась, что Роуг споил на съемках Дэвида: во матерый человечище. Эйнштейн, Монро, Маккарти и Ди Маджо для него — и с этим не поспоришь — те же, даже еще более несчастные, звезды рок-н-ролла. Коллективное бессознательное отобрало у них даже их, так сказать, трехмерность. Монро для всех — голая девка на красных простынях со знаменитой фотографии. В жизни ее никто не узнает. Пуще того: Маккарти принимает ее за недорогую шлюшку. Ди Маджо — парень, чье фото украшает спичечные коробки. Маккарти еще не достиг двухмерности, но изо всех сил к ней стремится: госбезопасность для него куда как менее важна, чем возможность попиариться в эффектно идиотском шоу, в которое он превратил заседания своей комиссии. Хорошо еще, что Эйнштейн в фильме никому не показывает язык, но и без того кажется совершенно мультяшным персонажем — гротескным чудаком. Впрочем, все они — мультяшные, оттого и страдают, оттого и тщатся доказать самим себе собственную реальность. Не понимают, бедные, что ни в каком они уже давно не в Нью-Йорке, а в аду, притворившемся гостиничным номером. И даже атомный взрыв в отдельно взятом отеле не принесет избавления.

Insignificance, 1985

 

Другие классические фильмы недели

«Родина зовет» (1936)

Режиссер Александр Мачерет

Подробнее

«Эскадрилья N5» (1939)

Режиссер Абрам Роом

Подробнее

«Симфония шести миллионов» (1932)

Режиссер Грегори Ла Кава

Подробнее

«Болотные солдаты» (1938)

Режиссер Александр Мачерет

Подробнее


Вся лента