Фигурально выражаясь
Галерея Гари Татинцяна отмечает юбилей
В галерее Гари Татинцяна открыта выставка Mutated Reality, посвященная фигуративному искусству и подводящая итоги московского десятилетия галереи. Знаковых работ художников, таких как Фрэнсис Бэкон, Чак Клоуз, Кэрролл Данэм, Джордж Кондо и Питер Соул, ставших уже классиками contemporary art, здесь тоже ровно десять. Рассказывает ЕЛЕНА КРАВЦУН.
Свой юбилей галерея Гари Татинцяна отмечает выставкой, показывающей, как менялось фигуративное искусство за последние 30 лет. Совместный проект галереи и продюсерского агентства BOKOVFACTORY, которому в этом году, в свою очередь, исполняется 15 лет, аккумулировал такие громкие имена, как Фрэнсис Бэкон, Чак Клоуз, Кэрролл Данэм, Джордж Кондо и Питер Соул. Нынешняя экспозиция — квинтэссенция взглядов и предпочтений Татинцяна-галериста. Большинство представленных авторов — американцы, яркость и чёткость высказывания которых в искусстве он ценил всегда, а выбор в пользу фигуративной живописи в очередной раз иллюстрирует его мнение, что такое современное искусство публика все же понимает, потому что оно ясное и знакомое. Бросивший в свое время стоматологию, Гари Татинцян в начале 80-х увлекся иконами, о чем, кстати, вспоминали участники public-talk, приуроченного к открытию выставки, а потом перешел на большие полотна. Его нью-йоркская галерея с первых же месяцев своего появления стало самоокупаемой, а посмотреть на актуальных художников захаживала Мадонна, правда, сегодня там остался только офис по работе с клиентами. В московской же галерее, открытой десять лет назад, которая сегодня базируется в специально оборудованном помещение в «АртХаусе» архитектора Александра Скокана на Серебрянической набережной, выставки сменяются одна за другой.
Используя подход «грамотной презентации», Татинцян навсегда вошел в историю галерейного бизнеса в России. В свое время он устраивал масштабные персональные выставки Вика Мюниса и Джорджа Кондо, открывая эти имена для широкой общественности. Работа последнего «Spiderwoman» (2002) как раз присутствует на выставке. Гротескная кошмарная мультяшка, будто из сериала «Looney Tunes», гибрид сексуальной обнаженной женщины c угловатыми локтями и паука ухмыляется также устрашающе, что и женщины с полотен Виллема де Кунинга. Эта современная Арахна — типичный представитель комичной и страшной вселенной Кондо, амбивалентность представителей которой отталкивает и притягивает одновременно. Кондо начал рисовать еще в конце 80-х, живя на Ист-Виллидже и просаждая деньги в барах с Жан-Мишелем Баския и Кейтом Харингом. Теперь его полотна (стоимость некоторых превышает миллион долларов) приобретает в свою коллекцию королева Великобритании, а сам он в качестве дорогостоящего хобби разукрашивает обложки альбомов, футболки из коллекции Канье Уэста и сумки Hermes его медийной жены, которая, выгуливая такие обновки, приводит в недоумение соседних жителей Лос-Анджелеса.
Правда, их тревоги — ничто по сравнению с той, что рождают скульптуры из воска и человеческих волос Тонни Мателли, бывшего ассистента Джеффа Кунса, а теперь модного гиперреалиста, с которым галерея работает очень давно. Его «Fucked Couple» (2005–2007) — Адам и Ева после Страшного суда, с обломками рояля на голове и лопатой в причинном месте, но несмотря ни на что эти израненные живые мертвецы продолжают идти, и идти вместе. Эта композиция Мателли, с одной стороны, олицетворение брака, с его многолетним прошлым и обоюдными истязаниями бытом, а с другой — будто иллюстрация блокбастеров, когда герой, истыканный двадцаткой стрел, продолжает свою борьбу еще минут пять экранного времени, или вовсе застывшие зомби, готовые ринуться на зрителя. Хотя сам художник причастность к поп-культуре всячески отрицает, его работы порой выглядят эпизодами голливудской футуристической саги.
Зато не чурается поп-культуры Браи?ан Доннелли, более известный, как KAWS. Начинавший как граффитист из Джерси, Брайан придумал свой собственный стиль, скрестив уличную манеру со схематичным изображением мультсериальных персонажей в абстрактных узорах, испещряя их «иксами», которые можно трактовать и как математическую неизвестную, и как знак запрета. Работа «Not Yet Titled» 2014 года показывает новый презабавный виток фигуративизма. Агрессивно расписанная яркими акриловыми красками крупногабаритная фигура, по всей видимости, мультяшной кошки, зависшей в будто погребальной позе, апеллирует к детским воспоминаниям и страхам. Знакомые с детства образы вроде бы не могут причинить вред, но у KAWS они становятся наваждением. На ярмарках современного искусства он востребован невероятно, даже несмотря на высокую стоимость работ, колеблющуюся от $140 тыс. до $220 тыс. Надо сказать, что все работы художников, представленных на выставке,— конвертируемая валюта, устойчивость которой для галериста обеспечивается длительными взаимоотношениями с творцами. Историей таких взаимоотношений в итоге и оборачивается выставка Mutated Reality.