Фигурально выражаясь
Галерея Гари Татинцяна отмечает юбилей
В галерее Гари Татинцяна открыта выставка Mutated Reality, посвященная фигуративному искусству и подводящая итоги московского десятилетия галереи. Знаковых работ художников, таких как Фрэнсис Бэкон, Чак Клоуз, Кэрролл Данэм, Джордж Кондо и Питер Соул, ставших уже классиками contemporary art, здесь тоже ровно десять. Рассказывает ЕЛЕНА КРАВЦУН.
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына
Свой юбилей галерея Гари Татинцяна отмечает выставкой, показывающей, как менялось фигуративное искусство за последние 30 лет. Совместный проект галереи и продюсерского агентства BOKOVFACTORY, которому в этом году, в свою очередь, исполняется 15 лет, аккумулировал такие громкие имена, как Фрэнсис Бэкон, Чак Клоуз, Кэрролл Данэм, Джордж Кондо и Питер Соул. Нынешняя экспозиция — квинтэссенция взглядов и предпочтений Татинцяна-галериста. Большинство представленных авторов — американцы, яркость и чёткость высказывания которых в искусстве он ценил всегда, а выбор в пользу фигуративной живописи в очередной раз иллюстрирует его мнение, что такое современное искусство публика все же понимает, потому что оно ясное и знакомое. Бросивший в свое время стоматологию, Гари Татинцян в начале 80-х увлекся иконами, о чем, кстати, вспоминали участники public-talk, приуроченного к открытию выставки, а потом перешел на большие полотна. Его нью-йоркская галерея с первых же месяцев своего появления стало самоокупаемой, а посмотреть на актуальных художников захаживала Мадонна, правда, сегодня там остался только офис по работе с клиентами. В московской же галерее, открытой десять лет назад, которая сегодня базируется в специально оборудованном помещение в «АртХаусе» архитектора Александра Скокана на Серебрянической набережной, выставки сменяются одна за другой.
Используя подход «грамотной презентации», Татинцян навсегда вошел в историю галерейного бизнеса в России. В свое время он устраивал масштабные персональные выставки Вика Мюниса и Джорджа Кондо, открывая эти имена для широкой общественности. Работа последнего «Spiderwoman» (2002) как раз присутствует на выставке. Гротескная кошмарная мультяшка, будто из сериала «Looney Tunes», гибрид сексуальной обнаженной женщины c угловатыми локтями и паука ухмыляется также устрашающе, что и женщины с полотен Виллема де Кунинга. Эта современная Арахна — типичный представитель комичной и страшной вселенной Кондо, амбивалентность представителей которой отталкивает и притягивает одновременно. Кондо начал рисовать еще в конце 80-х, живя на Ист-Виллидже и просаждая деньги в барах с Жан-Мишелем Баския и Кейтом Харингом. Теперь его полотна (стоимость некоторых превышает миллион долларов) приобретает в свою коллекцию королева Великобритании, а сам он в качестве дорогостоящего хобби разукрашивает обложки альбомов, футболки из коллекции Канье Уэста и сумки Hermes его медийной жены, которая, выгуливая такие обновки, приводит в недоумение соседних жителей Лос-Анджелеса.
Правда, их тревоги — ничто по сравнению с той, что рождают скульптуры из воска и человеческих волос Тонни Мателли, бывшего ассистента Джеффа Кунса, а теперь модного гиперреалиста, с которым галерея работает очень давно. Его «Fucked Couple» (2005–2007) — Адам и Ева после Страшного суда, с обломками рояля на голове и лопатой в причинном месте, но несмотря ни на что эти израненные живые мертвецы продолжают идти, и идти вместе. Эта композиция Мателли, с одной стороны, олицетворение брака, с его многолетним прошлым и обоюдными истязаниями бытом, а с другой — будто иллюстрация блокбастеров, когда герой, истыканный двадцаткой стрел, продолжает свою борьбу еще минут пять экранного времени, или вовсе застывшие зомби, готовые ринуться на зрителя. Хотя сам художник причастность к поп-культуре всячески отрицает, его работы порой выглядят эпизодами голливудской футуристической саги.
Зато не чурается поп-культуры Браи?ан Доннелли, более известный, как KAWS. Начинавший как граффитист из Джерси, Брайан придумал свой собственный стиль, скрестив уличную манеру со схематичным изображением мультсериальных персонажей в абстрактных узорах, испещряя их «иксами», которые можно трактовать и как математическую неизвестную, и как знак запрета. Работа «Not Yet Titled» 2014 года показывает новый презабавный виток фигуративизма. Агрессивно расписанная яркими акриловыми красками крупногабаритная фигура, по всей видимости, мультяшной кошки, зависшей в будто погребальной позе, апеллирует к детским воспоминаниям и страхам. Знакомые с детства образы вроде бы не могут причинить вред, но у KAWS они становятся наваждением. На ярмарках современного искусства он востребован невероятно, даже несмотря на высокую стоимость работ, колеблющуюся от $140 тыс. до $220 тыс. Надо сказать, что все работы художников, представленных на выставке,— конвертируемая валюта, устойчивость которой для галериста обеспечивается длительными взаимоотношениями с творцами. Историей таких взаимоотношений в итоге и оборачивается выставка Mutated Reality.