Улетное продолжение
Аэропорт в Березниках может быть восстановлен
Авиасообщение со вторым по величине городом Пермского края — Березниками — может быть восстановлено. Краевые власти поручили обследование технического состояния Березниковского аэропорта компании «Новапорт». Специалисты должны выяснить, реально ли реконструировать аэропорт и сколько это может стоить. Инвесторы готовы рассмотреть возможность участия в проекте при наличии гарантий со стороны властей.
ОАО «Международный аэропорт Пермь» (МАП) заключило договор на обследование аэродрома города Березники с оценкой текущего состояния. Объявление о закупке у единственного поставщика было размещено на официальном сайте госзакупок. Договор был заключен с организацией «Ленаэропроект». Стоимость контракта составила 313,8 тыс. руб. Как пояснил „Ъ“ гендиректор МАП Эдуард Кошенсков, компания приступит к работам 7 декабря, а в январе должна будет представить отчет о состоянии объекта, возможности восстановления полетов и назвать стоимость необходимой реконструкции. Отметим, что аэропорт находится в собственности депутата заксобрания Александра Флегинского.
Председатель правительства края Геннадий Тушнолобов пояснил „Ъ“, что краевым властям интересно возобновить авиасообщение Березников. По мнению премьера, из Березников можно было бы открыть рейс до Москвы, а также развивать южные направления. «Однако все это пока теория, — отмечает господин Тушнолобов, — на первом этапе необходимо удостовериться в состоянии полосы, оборудования, оценить масштаб финансовых вливаний». По словам премьера, у краевых властей есть инвесторы, которые будут готовы на втором этапе вступить в переговоры с собственником аэропорта. В дальнейшем краевые власти намерены привлекать для работы в Березниках различные авиакомпании. Премьер не исключил, что их работа может быть субсидирована в рамках окружной программы развития региональной авиации.
По данным источника, знакомого с ситуацией, в восстановлении аэропорта может поучаствовать пул инвесторов, среди них может быть и «Уралкалий». Однако, по данным источника, этот пул может быть сформирован только при участии краевых властей.
Александр Флегинский знает об интересе края к его активу, но пока переговоров о покупке аэропорта не было. «Я занимаюсь содержанием и обслуживанием этого объекта почти десять лет. Восстановление объекта — это не для инвестора моего масштаба», — отметил господин Флегинский.
Регулярное авиасообщение с Березниками было закрыто около десяти лет назад — из-за убыточности. Муниципальное авиапредприятие Березников обанкротилось. Имущественный комплекс аэропорта был передан на баланс края и перед кризисом 2008 года приватизирован. В марте 2008 года его выкупил депутат заксобрания Пермского края Александр Флегинский за 61,7 млн руб. В настоящее время аэропорт не сертифицирован для приема самолетов. В имущественный комплекс входят аэровокзал пропускной способностью 50 человек в час, здание управления, котельная, склад, автобаза и ремонтные мастерские. Длина взлетно-посадочной полосы составляет 1500 м.
В 2011 году была предпринята попытка восстановить полеты из Березников. Тогда ООО «Авиакомпания „Сириус-Аэро“» обратилось в Приволжское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) за разрешением организовать технический рейс Москва — Березники на лайнере Hawker. Идея осталась нереализованной.
Изучить возможности существующей площадки краевые власти поручили компании «Новапорт». Несколько недель назад в Березниках побывал генеральный директор Сергей Рудаков, который предварительно оценил состояние и потенциальные возможности аэропорта. «Он был приятно удивлен», — пояснил „Ъ“ представитель собственника. «Мы считаем, что это, в принципе, реально, только надо все обсчитать. Наша задача — понять, в какие сроки, при каких инвестициях и с какими авиакомпаниями аэропорт сможет заработать», — заявил „Ъ“ Сергей Рудаков. Господин Рудаков уточнил, что в январе «Новапорт» представит губернатору подробный доклад.
Бывший генеральный директор ГКУП «Пермские авиалинии» Вячеслав Текоев полагает, что на восстановление инфраструктуры аэропорта потребуется не менее 300 млн руб., «Березники — город немаленький. Аэропорт позволил бы решить вопросы транспортной доступности. Это очень разумно со стороны администрации», — пояснил он. При этом господин Текоев отмечает, что проект будет убыточным. В советское время березниковский аэропорт принимал такие воздушные суда, как Ан-24 и Як-40, напомнил он.
«Нам бы это было большим подспорьем, — заявил „Ъ“ гендиректор холдинга РИАЛ Юрий Борисовец (контролирует березниковский «Сода-Хлорат»). — Думаю, что реализовать этот проект можно было бы в форме государственно-частного партнерства, чтобы не все за бюджетные деньги. Надо считать».
«Все зависит от того, насколько нас собираются поразить масштабностью трат, — шутит руководитель агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. — Их диапазон может быть очень широким». По словам господина Пантелеева, около десяти лет назад был разработан проект капитальной реконструкции аэропорта Иваново, который еще в то время оценивался в 2,5 млрд руб. Впрочем, эксперт отмечает, что есть возможность их минимизации. В частности, при определенных условиях диспетчерское обслуживание воздушных судов может осуществляться с удаленного контрольно-диспетчерского пункта. В этом случае закупка навигационного, светосигнального и другого необходимого оборудования обойдется в несколько сотен тысяч долларов. Если инвесторы решат построить в аэропорту диспетчерскую вышку, то «сумма будет уже за миллиард». «Если речь идет о строительстве взлетно-посадочной полосы, которая будет принимать вертолеты и совсем небольшие самолеты и работать в светлое время суток при минимальном количестве вылетов, то затраты можно существенно минимизировать», — отмечает Олег Пантелеев.