«От нашей дружбы может остаться только одна вонь»

В Казанском кремле обсудили патриотическое воспитание молодежи

России, которую «не без помощи извне» дважды за прошлый век постигла «трагедия распада государственности», необходимо противостоять «новым угрозам и вызовам» через патриотическое воспитание молодежи и формирование у нее «национальной и общероссийской гражданской идентичности». Об этом в пятницу в Казанском кремле говорили чиновники и священнослужители на совместном заседании совета при президенте Татарстана по межнациональным и межконфессиональным отношении и профильной комиссии Общественной палаты РФ. Участники дискуссии осудили западную «толерантность», предложив взамен нее «братство народов» – даже если братья поссорятся, «они все равно никуда не денутся».

Фото: prav.tatar.ru

Совместное заседание татарстанского совета и комиссии российской Общественной палаты России по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений было посвящено «вопросам воспитания молодежи, формирования патриотизма, национальной и общероссийской гражданской идентичности». Открывая его, президент Татарстана Рустам Минниханов заявил о росте «внешних угроз и вызовов, с которыми приходится сталкиваться» в последние десятилетия, – это миграционные потоки, «информационное проникновение», проявления радикализма и терроризма. В этих условиях, по его словам, во взрослую жизнь входит уже второе поколение наших граждан. Президент обеспокоен, что «в молодежной среде довольно часто проявляется пренебрежение к общепринятым ценностям и асоциальное поведение» и «не без помощи извне» навязываются чужие взгляды и интересы. «Такие понятие как патриотизм, духовность, честь, дружба, верность высмеиваются как нечто устарелое. Интернет заполнили низкопробными социальными медиа», – перечислил Рустам Минниханов очередные «вызовы и угрозы», заметив, что «на психику молодежи оказывается серьезное давление».

Рустам Минниханов уверен, что противостоять вызовам необходимо «всем институтам государства и общества», которые должны прививать патриотизм молодежи. «Ключевым» направлением здесь должно быть сохранение национальных языков и традиций. «К сожалению, некоторые критики и не чистые на руку эксперты активно тиражируют собственные размышления о, якобы, имеющихся конфликтах. Развитие национального и религиозного фактора преподносятся как действия, разрушающие общероссийскую идентичность», – посетовал президент. Однако он выразил уверенность, что «это должно не противопоставляться, а, наоборот, объединять нас и делать сильнее». Говоря о патриотизме, он также не мог не отметить, что Татарстан «шесть лет подряд занимает первое место по подготовке граждан к военной службе».

«Сильная Россия в современных геополитических условиях не нужна», – продолжил тему «новых вызовов», которые «зачастую определяет противник», заместитель главы Федерального агентства по делам национальностей Андрей Меженько. Он напомнил, что в ХХ веке страна «дважды переживала трагедию, связанную с распадом государственности» и каждый раз «в этих событиях играл внешний фактор», в связи с чем призвал к «укреплению внутреннего единства». При этом господин Меженько подчеркнул, что «локальная, местечковая, идентичность» не должна превалировать над общероссийской, заметив, что для народов РФ характерна «многоуровневая идентичность». В России, по его словам, народы никогда не ассимилировались «насильно», а только «естественно», что характерно и для других стран: «Важно, чтобы любой гражданин от Калининграда до Владивостока и от Крыма до Чечни и Чукотки в первую очередь чувствовал себя россиянином». Он обещал, что чиновники «продолжат оказывать поддержку развитию национальных языков народов России», но «приоритетное место в учебных планах» должно занимать преподавание русского языка. Господин Меженько добавил, что «Россия расширяла свои границы не только мирным путем», но призвал собравшихся «не сосредотачиваться» только на «трагических страницах» истории народов.

Особое внимание чиновник также уделил профилактике радикализма среди молодежи, сообщив, что 80% ушедших воевать за идеалы запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» сделали это «под влиянием пропаганды через интернет-ресурсы». Он также рассказал об успехах российской контрпропаганды: в Свердловской области издали в помощь священникам и чиновникам сборник «ИГИЛ – это не ислам».

Председатель комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин сделал замечание одному из выступавших – руководителю молодежной ассамблеи народов Татарстана Тимуру Кадрову. Молодой человек рассказывал, что в республике есть «театр толерантности». «Толерантность – это не наша задача. Нам терпимости мало, нам нужно братство народов», - отреагировал господин Дискин. Он настоял, что Россию «не устроит» ни «политика плавильного котла», ни мультикультурализм, наследием которого и является толерантность, – все это, по словам общественника, «расколет страну». Братство же народов – «даже не дружба» - предполагает, что «когда поругаются, им (братьям – «Ъ») друг от друга деться некуда, они будут жить вместе». Господин Дискин также предупредил, что «нас ждут очень непростые годы», поскольку «никогда в мировой истории такого масштаба сдвиги не проходили без огромной войны». Только «сильная, сплоченная Россия», по его словам, способна «остановить войну у порога».

«Толерантность – это паразитское слово. Наплевать нам на европейскую толерантность. Мы любим друг друга, не только терпим. Терпеть можно, когда кто-то воздух испортил», – поддержал общественника верховный муфтий России, председатель Центрального духовного управления мусульман Талгат Таджуддин. Он заявил, что у народов России «веками сложились» хорошие отношения – «некоторые в домино, некоторые в шахматы вместе играют, некоторые вместе в баню ходят, не разбирая у кого какой», и сейчас главная задача сохранить их: «Жена вовремя не открыла и не вынула из пакета лук, и лука нет – одна вонь. И от нашей дружбы может остаться только одна вонь, если мы не будем ее сохранять». При этом он просил «никого не принуждать, а дать свободу национальным и религиозным чувствам». Он также был благодарен Рустаму Минниханову за приглашение на заседание, назвав того «единственным после Владимира Владимировича (Путина – «Ъ»)» президентом. Господин Минниханов обратил внимание на «новое обличие» Талгата Таджуддина, имя в виду его одежду. Муфтий, несколько обидевшись, ответил, что «разные обличия имеют люди и некоторые животные, например, хамелеон», а ему «обличия менять не престало».

В конце заседания выступил спикер Госсовета Татарстана, глава ассамблеи народов Фарид Мухаметшин, который выразил озабоченность тем, где взять новые примеры для воспитания молодых патриотов. Он предложил «воспитывать в духе, что люди, живущие здесь (в Татарстане – «Ъ»), за последние 25 лет сделали практически великий подвиг в своем развитии»: в 90-е годы, когда «страна и Татарстан стояли на перепутье», «мы твердо заявили, что будем в составе РФ, но искали свой путь и нашли его». Господин Мухаметшин назвал «великим счастьем», что на территории Казанского кремля практически рядом стоят православный собор и мечеть, и напомнил: «На одном из съездов народов республики мы отказались от слова “толерантность”». «Мы отныне в братской семье», – резюмировал Фарид Мухаметшин.

Кирилл Антонов

Вся лента