«Мы первыми в России применили государственно-частное партнерство в сфере онкологии»

По выявлению онкозаболеваний на ранней стадии Воронежская область превысила средний показатель по России. При использовании передовых методик терапии и хирургии на ранней стадии заболевание вылечивается в 90% случаев. В регионе снизилась смертность от рака, увеличилась продолжительность жизни таких больных. О том, как специалисты региональной онкологической службы доказывают, что страшный диагноз – еще не приговор, рассказывает главный врач клинического онкологического диспансера, главный онколог области, председатель комитета областной думы по охране здоровья Иван Мошуров.

— Иван Петрович, в ментальности россиян забота о собственном здоровье пока не стала главенствующей. За счет чего тогда складывается позитивная динамика ранней выявляемости онкозаболеваний?
— На Востоке говорят: «Если гора не идет к Магомету, Магомет идет к горе». Мы осуществили реструктуризацию онкологической службы таким образом, чтобы приблизить ее к каждому населенному пункту. Сегодня это целая сеть лечебно-профилактических учреждений. Мы образовали восемь межрайонных онкологических кабинетов на базе крупных районных больниц. У нас в области, таким образом, создана трехэтапная система оказания помощи онкологическим больным. Первичное звено – районная больница, ФАПы, второе – межрайонные кабинеты, третье – Воронежский специализированный онкологический диспансер. Благодаря масштабным национальным программам «Модернизация здравоохранения» и «Здоровье» в 2011-2012 годах мы закупили много единиц хорошего диагностического оборудования и установили его на базе центральных районных больниц, городских поликлиник, оснастили их кадрами.

Государство достаточно большие деньги тратит на диспансеризацию, в процессе которой тоже обнаруживаются больные со злокачественными новообразованиями. На территории нашей области реализуется четыре скрининга: маммографический – на рак молочной железы, флюорографический – на рак легкого, цитологический – на рак шейки матки и анкетный скрининг, который мы внедрили два года назад в практику. Последний заставляет людей путем целенаправленных вопросов увидеть проблемы в собственном организме и посетить онколога. К сожалению, до 40% нашего населения не заставишь пойти в поликлинику на обследование, пока проблема со здоровьем не станет явной. Поэтому мы разработали проект «Живи долго», рассчитанный на 2014-2017 годы. В рамках проекта работают выездные бригады врачей. В том числе проводят акции в торговых центрах. За две последние проверили более тысячи человек, которые просто шли по своим делам и обследоваться не планировали. Среди них выявили 12 человек с раком кожи, шесть – молочной железы, пять – легкого и попутно один инфаркт миокарда. Такая акция, конечно, не заменяет прием в поликлинике, но это эффективный способ обратить внимание людей на свое здоровье.

Все эти меры позволили повысить раннюю выявляемость – она у нас выше, чем в среднем по России, около 20%. Хотя это еще низкий показатель, достичь хотя бы 35%... С другой стороны, улучшение диагностики и скрининги привели к стремительному росту статистики заболеваемости: если два с половиной года на учете в области было 57 тыс. онкобольных, то сегодня – более 64 тыс. Влияет на рост статистики и увеличение средней продолжительности жизни. Как известно, мы все носители раковых клеток, но не у всех эти клетки проявляют себя. Чем старше становится человек, тем больше у него шансов приобрести онкозаболевание, потому что иммунная система, которая защищает организм от вирусов, грибковых заболеваний и беспорядочного деления клеток, что и есть онкологическая опухоль, с возрастом ослабевает. И шансы заболеть становятся выше.

— Если уж мы заговорили о статистике… В области на 6% по сравнению с прошлым годом снизилась смертность от онкологии и увеличилась продолжительность жизни таких больных. Показатель пятилетней доживаемости заболевших раком по России – 52%, а в Воронежской области – 56%. Это связано с применением новых методик лечения?
— Онкодиспансер сейчас очень хорошо оснащен высококлассным оборудованием для оказания специализированной помощи. По лучевой терапии мы вошли в семерку лучших в России. У нас используются все методы лучевой терапии, которые на сегодняшний день применяются в Европе. В диспансере семь каньонов, где установлены современные линейные ускорители. У нас три гамма-аппарата, два аппарата для брахитерапии, близкофокусная лучевая терапия… Жители нашей области бесплатно получают такой вид лучевой хирургии, как «кибернож». Ежегодно 50 таких процедур за счет средств ОМС закупается в коммерческом онкоцентре. Мы первыми в России применили государственно-частное партнерство в сфере онкологии, что позволило еще больше повысить доступность для населения самых высоких технологий лечения. У нас на сегодня одна из самых мощных диагностических баз. УЗИ-аппараты экспертного класса, цифровой рентгеновский аппарат на три рабочих места, два компьютерных томографа. Три месяца назад установили МРТ с таким программным обеспечением, аналогов которому в России нет. С его помощью можем не только диагностировать опухоли, но и планировать лучевую терапию. В программном обеспечении есть для этого специальная планирующая система.

Я очень благодарен губернатору Алексею Гордееву, что, несмотря на кризис, он ходатайствовал о выделении из бюджета 148 млн руб. на эту очень важную покупку. С помощью этого МРТ мы можем увидеть даже самые мелкие метастазы. Но главное – тут же планировать лучевую терапию, не теряя драгоценного времени, которое играет против больного. Вся информация о каждом больном находится в единой информационной цепи. Это облегчает работу врачей и повышает качество медицинской помощи. Наши сотрудники разработали и внедрили уникальные функциональные стандарты вторичной профилактики рака. Каждый год более 200 врачей области проходят онкологический всеобуч.

— То, что высокотехнологичное оборудование позволяет повысить качество диагностики и лечения, очевидно. Рассчитана ли его мощность на стремительное увеличение нуждающихся в лечении с помощью высоких технологий?
— Безусловно. Лучевую терапию теперь в день получают более 350 человек, а раньше – в три раза меньше. И количество операций увеличили в два раза. Когда пришел сюда три года назад, делали их 4 тыс. в год, за 2014 год сделали уже 8 тыс. на тех же площадях за счет технологий, в частности, малоинвазивных. Стойки для малоинвазивных вмешательств есть в каждой операционной. Для скальпеля все меньше работы. Даже удаление желудка, кишечника и резекцию печени мы сейчас стараемся делать с помощью проколов. За счет высокотехнологичных операций увеличилась и «пропускная способность» больничных коек. Времени на восстановление после такой щадящей операции требуется намного меньше. И если раньше пациент занимал больничную койку три недели, то сейчас уже через неделю он готов к выписке. При этом все чаще хирургические методы используются в комплексе с лучевой терапией – после предварительного облучения опухоли. Неоперабельные случаи могут стать операбельными. Открыли новое отделение – эндоваскулярных вмешательств. А это тоже высокие технологии. Подаем химиопрепарат точечно к пораженному органу через катетер в сосуде, не вовлекая здоровые ткани. Это особенно важно для больных с опухолью головы и шеи. Эффект налицо.

Мы участвуем в программе оказания высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП). И если в 2013 году по этой программе делали чуть больше тысячи операций, то в 2015 году – уже более 2 тыс. И надеемся, что будут выделены деньги на приобретение расходных материалов, оборудования на следующий год, что позволит сохранить эту динамику. Технологические, кадровые возможности областной онкологической службы позволяют нам оказывать ВМП своими силами, не отправляя во многих случаях пациентов в федеральные клиники. ВМП в федеральных центрах оказана 24% онкологических больных, в медицинских организациях Воронежской области – 76% пациентов. Сделали полный капитальный ремонт всех помещений онкодиспансера. Три года назад в хирургическом корпусе невозможно было оперировать в сильные морозы – в операционных было холодно. Теперь утеплили, вентилированные фасады поставили. Поток пациентов у нас растет с каждым годом. В нашу поликлинику приходят более 700 человек в день, хотя она рассчитана на 380 посещений.

— Об острой необходимости расширения площадей онкодиспансера речь идет не первый год. Не заставит снять с повестки дня решение этой проблемы нынешняя сложная экономическая ситуация?
— Планы развития формируются как антикризисные, но они есть. В Воронеже планировалось построить новый онкологический центр. К 2014 году был полностью готов весь пакет документов, выделено 12,8 га земли. Но экономика внесла свои коррективы – если изначально бюджет проекта составлял 8 млрд руб., то уже к 2014 году понадобилось бы не менее 13 млрд. При этом ожидать софинансирования из федерального бюджета при такой ситуации сложно. Поэтому с губернатором решили пойти по другому пути, более реалистичному – реконструкции дома Вигеля – Тулинова. Этот памятник архитектуры XVIII века, который находится на территории онкодиспансера, и раньше использовался для нужд медицины, был передан на баланс нашей клиники еще 20 лет назад. Но он в аварийном состоянии, поэтому был непригоден для размещения больных. С учетом острой нехватки площадей губернатор поддержал наше предложение провести капитальный ремонт этого здания. Мы подготовили всю проектно-сметную документацию, хотя очень сложно было преодолевать бюрократические препоны, чтобы получить разрешение на его капитальный ремонт. Сегодня все это позади. Осталось дело за финансированием. Реализация проекта – это дополнительно 3 тыс. кв. м. Мы сможем разместить там поликлинику онкодиспансера, где сегодня количество посещений в два раза превышает ее проектную мощность. Далее будет построен новый хирургический корпус на 290 коек с подземной парковкой (очень важно убрать машины с узкой улицы). Все это потребует затрат в объеме 1,5-2 млрд руб. Дополнительный плюс «бюджетного варианта» в том, что онкодиспансер останется в центре города. Людям, приезжающим из районов на сеанс лучевой терапии, не придется далеко добираться.

— Мы говорим с вами о следствии – диагностике и лечении онкозаболеваний. Можно ли бороться с их причинами?
— Увы, наука до сих пор не знает точную причину возникновения злокачественных новообразований, поэтому мы не можем предупредить болезнь. А вот факторы риска снизить всем нам под силу. Я бы определил четыре позиции, способствующие этому: рациональное питание, включающее овощи и фрукты. Физические упражнения, не меньше двух часов в неделю. Отказ от курения. Приведение веса в соответствие со своим возрастом и образом жизни. По данным ВОЗ, 30% смертельных случаев при онкозаболевании связаны с такими факторами риска, как высокий индекс массы тела, недостаточное употребление в пищу фруктов и овощей, отсутствие физической активности, употребление табака и алкоголя.

Медицина может воздействовать только на 10% факторов риска. Но если каждый полюбит себя, то поймет, что к этим 10% может добавиться еще 20 при отказе от вредных привычек. Человек может выбрать среду обитания, адекватную для себя и своей семьи. Это еще 20%. В итоге получается 50 на 50. С учетом последних успехов в генетике и предотвращении наследственных заболеваний будет уже перевес в здоровую сторону.

Онлайн-версия коммерческого проекта
«Медицина высоких технологий. 2015»
Вся лента