Базы на вырост
Российские летчики задействовали в сирийской операции новую инфраструктуру
Российская авиагруппа в Сирии начала задействовать для борьбы с террористами запрещенного в России «Исламского государства» (ИГ) новые объекты. Помимо основной авиабазы Хмеймим в Латакии Россия использует базы Шайрат в Хомсе и Аль-Тайас в Пальмире как аэродромы «подскока» при оказании огневой поддержки правительственным войскам в момент наступления. Источники “Ъ” утверждают, что при необходимости Россия имеет право использовать любую сирийскую инфраструктуру.
О том, что Россия может разместить в Сирии еще несколько авиабаз, со ссылкой на данные правозащитной организации Syrian Observatory for Human Rights, сообщило агентство Reuters. По информации агентства, помимо основной площадки в Хмеймиме (близ Латакии) авиатехника ВКС РФ, участвующая в операции против ИГ, будет дислоцироваться на аэродроме Аль-Тайас (провинция Пальмира) и базе Шайрат (провинция Хомс). Ни официальные представители Минобороны РФ, ни пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков эти сведения не комментировали.
Впервые информация о задействовании нескольких площадок для проведения военно-воздушной операции в Сирии появилась 6 ноября. На карте, показанной Владимиру Путину во время доклада начальника Генштаба Валерия Герасимова о ходе боевых действий, были отмечены четыре ударных вертолета Ми-24П и один военно-транспортный вертолет Ми-8, дислоцированные в районе аэродрома Шайрат. Источник “Ъ” в военном ведомстве подтвердил, что этот пункт действительно используется как аэродром «подскока» (то есть предназначен для кратковременной стоянки с целью дозаправки самолетов и дозагрузки боеприпасов), поскольку прикрывать наступательную операцию правительственных войск в район Дейр-эз-Зор и далее на юго-восток оттуда проще, чем с Хмеймима. База Шайрат, в свою очередь, необходима для поддержки армии Башара Асада во время боев в районе провинции Хомс.
Кувейтская газета Al-Rai сообщала о том, что таким образом Россия создаст условия для увеличения численности авиационной группировки в Сирии до 100 машин. Источник “Ъ” в военном ведомстве говорит, что теоретически это возможно, но пока планы не предусматривают размещения на этих объектах большого количества сил и средств. Тем более что развернутые в Хмеймиме системы ПВО (С-400 «Триумф», «Бук-М2» и «Панцирь-C1») закрывают все воздушное пространство Сирии. Поэтому Шайрат и Аль-Тайас будут «заточены исключительно под прием и отправку авиатехники», добавляет он. «При необходимости и согласовании с Сирией мы имеем право использовать любую сирийскую инфраструктуру»,— заявил “Ъ”, в свою очередь, высокопоставленный российский дипломат.
По словам полковника запаса Виктора Мураховского, появление передовых аэродромов базирования авиации напрашивалось, поскольку используемые в Сирии ударные вертолеты имеют малый радиус действия: их необходимо обслуживать на площадке, приближенной к району боевых действий. «Хорошо было бы иметь такой аэродром подскока в районе провинции Идлиб, но ситуацию осложняют трудные маршруты доставки боеприпасов и горючего»,— считает он.
Напомним, что в сирийской операции задействовано более 50 самолетов. Основу авиагруппы на базе Хмеймим составляют штурмовики Су-25СМ (12 машин), фронтовые бомбардировщики Су-24М и Су-34 (11 и 4 соответственно), истребители Су-30СМ (4 единицы), ударные вертолеты Ми-24 (12 единиц) и многоцелевые Ми-8 (4 машины). В дополнение к ней добавлена и авиагруппа, расположенная на территории РФ: это четыре истребителя Су-27СМ, 5 стратегических ракетоносцев Ту-160, 6 Ту-95МС, 8 Су-34 и 14 Ту-22М3. По словам официального представителя Минобороны РФ Игоря Конашенкова, в период с 26 ноября по 4 декабря российская авиация выполнила с Хмеймима 431 боевой вылет, нанеся удары по 1458 объектам террористов в провинциях Алеппо, Идлиб, Латакия, Хама, Хомс, Дейр-эз-Зор и Ракка. При этом все полеты бомбардировщиков и штурмовиков прикрывались истребителями Су-30СМ: эта мера стала обязательной после инцидента с бомбардировщиком Су-24, сбитым ВВС Турции на границе с Сирией.