Ритейлеры обсудили потенциал региональных рынков
В Новосибирске 26–27 ноября прошел II Сибирский форум «Ритейл будущего: потенциал региональных рынков», организованный сибирской редакцией газеты «Коммерсантъ», ГК «Обувь России», АКОРТ и компанией RedisCrew. Представители торговых компаний и аналитики обсудили основные тенденции на рынке, риски и возможности текущего кризиса.
Перед участниками мероприятия с приветственным словом выступила заместитель министра торговли, промышленности и развития предпринимательства Новосибирской области Лариса Яркова. Она объявила о спаде розничной и оптовой торговли в регионе. Впервые за последние пять лет оборот опта за десять месяцев составил всего 92,8%. Госпожа Яркова перечислила факторы, ограничивающие деятельность торговых организаций: неплатежеспособность покупательского спроса, высокий уровень налогов, недостаток финансовых средств, высокие транспортные налоги и процент коммерческого кредитования.
Генеральный директор Y-Consulting Дарья Ядерная подтвердила слова замминистра, отметив, что покупатели стали более осторожными и стараются сократить расходы. Она посоветовала ритейлерам обратить внимание на повышение операционной эффективности, вкладываться в создание сильного бренда, а также грамотно управлять талантливыми сотрудниками.
При этом руководитель «HeadHunter Сибирь» Екатерина Дегтярева утверждает: «Спрос на молодых специалистов в Новосибирске падает, в отличие от ситуации в целом по стране. А также растет интерес к специалистам по безопасности». Непростая ситуация на рынке труда сказалась на заработной плате. «После девальвации на данный момент вместо $1 тыс. мы имеем $536 средней зарплаты по стране. Мы упали по стоимости труда ниже Китая»,— подчеркнул руководитель дирекции Банка ВТБ Вячеслав Брюханов.
В сложной экономической ситуации создание стратегического альянса специализированных розничных сетей дает возможность гибко реагировать на постоянно меняющиеся правила. «Альянс позволяет оптимизировать закупки, формировать отраслевые стандарты, оптимизировать расходы на логистику и ИТ, создавать привлекательные собственные торговые марки»,— поделился опытом председатель правления потребительского кооператива «Дрогери-Союз» и генеральный директор розничной сети «Семь+Я» Виталий Неменов. Также специализированные организации помогают отстаивать интересы сообщества перед государством, которое ужесточает надзор за деятельностью торговых компаний.
Директор по связям с общественностью АКОРТ Ксения Бурданова объяснила участникам, как государственное регулирование может повлиять на ценообразование в ближайшем будущем. Эксперт полагает, что введение систем «Платон» и ЕГАИС однозначно повысит стоимость товаров. «Что касается системы ЕГАИС — она не готова к запуску с 1 января. Один из ритейлеров попробовал загрузить всего лишь 4 тыс. наименований, и она повисла. Поэтому ассоциация обращается к государственной власти с просьбой ввести минимум годовой период опытной эксплуатации»,— поделилась планами АКОРТ госпожа Бурданова.
В законодательстве также ожидаются серьезные изменения. «Сейчас активно обсуждаются планируемые изменения в закон о торговле. Законодатели хотят снизить ретробонусы с 10 до 3%, сократить срок постоплаты до нескольких дней и планируют ввести персональную ответственность за нарушение антимонопольного закона»,— обрисовала ситуацию руководитель практики по интеллектуальной собственности АБ «Гребнева и партнеры» Анна Войцехович. Эксперт посоветовала участникам ввести в своей организации внутрикорпоративный документ — антимонопольный комплаенс — для снижения соответствующих рисков.
Грамотное сокращение расходов в период кризиса также важно, как и управление рисками. Руководитель отдела продаж EastBanc Technologies Александр Попов рассказал, как при помощи цифровой трансформации процесса кредитного контроля можно значительно сократить собственные расходы. Другие достижения ИТ-индустрии — электронные ценники, которые позволяют в несколько раз повысить операционную эффективность. Директор по продажам компании «ДатаКрат-С» Денис Рублевский пояснил, что внедрение подобной системы предоставляет возможность вести гибкую ценовую политику и активный маркетинг. Подобный проект компания уже успешно реализует с федеральной сетью «Магнит».
Выступление генерального директора ГК «Евростиль» Натальи Перевозчиковой было посвящено мировым и российским трендам и новинкам в сегменте торгового и холодильного оборудования. Заместитель директора ГК «Евростиль» Сергей Попов в своем докладе сделал акцент на снижении издержек и энергоэффективности. Он подчеркнул, что качественное холодильное оборудование также способствует росту продаж. С его помощью можно повысить сохранность товара. Обеспечить пропорциональность продаж, вариативность выкладки, убрать препятствия между покупателями и товарами.
В программе мероприятия также выступили руководитель отдела по работе с розничными сетями в Сибирском и Дальневосточном ФО Nielsen Ольга Севастьянчикова, коммерческий директор «Яндекса» Максим Гришаков, директор по операционному управлению Wikimart Алексей Чайка, директор по качеству сети гипермаркетов «Лента» Елена Мазурина, директор по маркетингу сети супермаркетов «Командор» Дмитрий Полуянов. Своим опытом поделились директор ГК «Обувь России» Антон Титов, директор по корпоративному управлению ГК НТС Александр Агеев, генеральный директор компании «Сибирские широты» Павел Чернозипунников и другие эксперты.
В рамках форума прошел круглый стол Минпромторга РФ и Y-Consulting, на котором обсуждались изменения в логистике и операционных процессах в период импортозамещения. В первый день мероприятия также состоялась закрытая встреча первых лиц розничной торговли RetailBusinessClass.
Двухдневный форум завершился практической кейс-сессией «Решение реальных ритейл-задач» от Дины Вишня, исполнительного директора компании RedisCrew, мастер-классом эксперта по omnichannel и e-commerce Антона Пермогорова по мультиканальности и сессией руководителя «HeadHunter Сибирь» Екатерины Дегтяревой, посвященной коммуникациям в HR.
«Коммерсантъ — Сибирь» выражает благодарность стратегическому партнеру ГК «Евростиль», компании Microsoft, компании JosDeVries The Retail Company Russia, а также компании «ДатаКрат-С» и АБ «Гребнева и партнеры». Выражает признательность ГК «Обувь России», АКОРТ и компании RedisCrew.
Александра Бруня