Вечный блюз
В концертном зале Сити-парка «Град» Event-Hall группа «Чиж & Co» сыграла лучшие песни.
Впрочем, иного Сергей «Чиж» Чиграков уже давно не играет – он то и дело участвует в проектах других музыкантов, а сам под разными названиями выпускает иногда сборники из серии «Лучшее». Новых же альбомов публика не видела уже давно. Сам Чиж говорит, что пластинка уже почти готова, но вряд ли увидит свет: написанное за малым исключением ему не нравится, так что придется все переделывать.
Отчасти именно в этом перфекционизме, этом желании дать каждой песне дозреть свой срок, и заключается секрет успеха Чижа. Сергей Чиграков никогда не обладал – да и не стремится обладать – большими музыкальными данными: до вокальных вершин ему далеко, музыка за редким исключением также не балует каким-либо изысканными и интересными ходами. Но при этом каждая его композиция выверена до мелочей, а выступление музыканта оказывается долгожданным и собирает немалую аудиторию всех возрастов и социальных статусов.
Вторая составляющая успеха Чижа заключается как раз в этой простоте. Смешивая американский блюз (в по сути одном большое блюзовое соло, которое можно услышать хоть на многотысячных концертах «Чиж & Co», хоть в американском пабе на 20 человек, вплетается аккордеон, который в данном случае служит альтернативой клавишным) с русскими текстами о простых, зачастую бытовых, проблемах, которые знакомы каждому, от бездомного до миллионера, Сергей Чиграков выходит на уровень бытия – его песни приобретают экзистенциальную суть. Именно поэтому комфортнее всего на концерте слушать Чижа сидя: где быстрый, а где неспешный блюз навевает на мысли о вечном, и лучше всего в этот момент откинуться на спинку кресла. Впрочем, и в танцпартере – а перед сценой яблоку было негде упасть – тоже было чем заняться. В активе у группы немало драйвовых боевиков, и музыканты умело перемежали их размеренными блюзами. Иногда Чиж исполнял песни, про которые, казалось, все – в том числе и сам музыкант – уже все забыли. Практика показала, что не забыл никто.
И совсем не сказать, чтобы слушатели были недовольны отсутствием новых песен. Чиж прекрасно устроился. Он ездит с практически одной и той же гастрольной программой из года в год, а публика только того и ждет. Воронежских слушателей не смутила и легкая охриплость музыканта – местами Сергею Чигракову петь было тяжело.
Можно было бы на это списать то, что Чиж почти не общался с залом: лишь пара реплик да несколько раз «Спасибо». Но музыкант и на других концертах никогда особенно не был разговорчив. Ему, как и публике, это и не надо. Когда зал в едином порыве – кто беззвучно проговаривая слова, а кто во весь голос – подпевает песню за песней, разговаривать не о чем.
И так все ясно.