«Исламское государство» пробивает путь в Центральную Азию
Сообщения НАТО об успехах афганских вооруженных сил оказались преждевременны
Террористическая группировка «Исламское государство» (ИГ; запрещена в России) может угрожать странам Центральной Азии, если темпы ее наступления в Афганистане сохранятся. Об этом заявил в интервью «РИА Новости» специальный представитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов. Комментируя новость о захвате террористами окрестностей города Джелалабад, он возложил основной груз ответственности за это на войска НАТО, остающиеся в регионе. По мнению спецпредставителя, «иначе непонятно вообще присутствие десятитысячного американского контингента в Афганистане». Россия также оказывает афганскому правительству помощь, планируя сотрудничать с ним и на коммерческой основе. Российские эксперты полагают, что глубже втягиваться в афганскую кампанию Москва не должна.
Новость газеты The Times от 5 декабря о том, что ИГ захватило обширные области в районе афганского города Джелалабад, облетела все мировые СМИ. Дело в том, что менее чем за неделю до того участники заседания министров иностранных дел НАТО в Брюсселе называли Афганистан «главной историей успеха» альянса. Один из высокопоставленных чиновников НАТО, говоря об угрозе ИГ тогда заявил, что «похоже, у афганцев есть сильные антитела к подобным проектам». Однако последующие события опровергли этот тезис.
Российских дипломатов, впрочем, успехи ИГ в Афганистане врасплох не застали. «Такое развитие ситуации там (на востоке Афганистана.— “Ъ”) назревало, об этом мы не раз говорили»,— заявил Замир Кабулов агентству «РИА Новости». «Сейчас это прорвало, и особенно там, где ИГ бьется с талибами за контроль над инфраструктурой наркоиндустрии. Плюс там выход на пакистанскую границу, и из нее по горам есть выход и на север, и на юг, так что стратегически для партизанской большой войны это очень важно»,— добавил он. При этом спецпредставитель отверг возможность активного вмешательства России в ситуацию, хотя и признал, что успехи ИГ угрожают южным соседям России: «Это не на границе Центральной Азии, но... если там … у ИГ будет успех, то это будет … непосредственной угрозой для интересов союзников России и членов ОДКБ (Организации договора о коллективной безопасности.— “Ъ”)».
Основную ответственность за ситуацию в Афганистане, по мнению Замира Кабулова, должны нести США. «Пусть американцы занимаются поставками (вооружений властям страны.— “Ъ”), они там стоят вместе с НАТО, это их задача в первую очередь, тем более на востоке (Афганистана.— “Ъ”)»,— добавил спецпредставитель президента РФ.
По его словам, Россия дополнительно никакие меры экстренной поддержки властей в Кабуле не рассматривает. «Уже были заявки (на поставки вооружений.— “Ъ”), они прорабатываются, но все это будет дозировано, разумно и вдумчиво»,— сообщил Замир Кабулов.
Ранее в интервью изданию «Профиль» Замир Кабулов утверждал, что Россия «готова передать афганцам около десяти тысяч автоматов Калашникова и боеприпасов к ним».
29 ноября о том, что передача партии оружия состоится «в течение 20 дней», заявил председатель Мешрано-джирги (верхней палаты афганского парламента) Фазль Хади Муслимьяр. Также, по словам спецпредставителя президента России, обсуждается поставка Кабулу на коммерческих условиях трех боевых вертолетов Ми-35 (экспортной модификации Ми-24). 8 октября в ходе интервью «Известиям» Замир Кабулов также сообщал, что продолжается программа подготовки в российских вузах афганских офицеров. Напомним, что, по информации с сайта МИД, Россия ежегодно готовит 225 человек по линии Министерства внутренних дел. По военной линии, по данным ПИР-центра, в 2014 году были приняты на обучение 62 афганца. Ранее подобные программы осуществлялись совместно с НАТО, однако из-за конфликта вокруг Украины Североатлантический альянс прервал сотрудничество с Россией на афганском направлении.
Полковник в отставке, преподаватель Военного университета Министерства обороны РФ Олег Кулаков полагает, что Россия должна всеми силами воздерживаться от участия в афганской политике. «Любая помощь правительству в Кабуле означала бы, что мы принимаем какую-то сторону во внутриафганском конфликте. А сейчас началась резкая поляризация политических сил в Афганистане,— заявил эксперт “Ъ”.— Те, кто придет завтра к власти в Кабуле, припомнят, что мы поддерживали не тех». По мнению эксперта, официальное правительство страны имеет очень шаткие позиции.
Олег Кулаков выразил мнение, что странам Центральной Азии продвижение на север Афганистана террористических группировок большой угрозы не представляет. «Наличие вооруженного отребья по ту сторону Амударьи фиксируется нами со второй половины XIX века. Это же такой Шервудский лес, там бродят бородатые вооруженные люди, соваться туда совсем не обязательно»,— считает эксперт. — Что бы там ни было, талибы, ИГ, басмачи, флибустьеры, они никогда не смогут организовать военную операцию и пересечь Амударью. Для этого нужен государственный механизм.
Бывший посол России в Афганистане в 2002–2004 годах Михаил Конаровский, однако, считает, что угроза все же есть. «Но она не физическая. Она в очень серьезном идеологическом давлении,— пояснил он “Ъ”.— Чем ближе ИГ к Центральной Азии — тем больше давление (на местные общества.— “Ъ”) и тем больше ИГ получает моральной и финансовой поддержки. Вторым эшелоном это все придет к нам, ведь мы очень уязвимы и идеологически, и этнически, и территориально».