Центр исправления полетов
Авиадиспетчеры Москвы опять не дождались новой системы
Как стало известно "Ъ", срок сдачи в эксплуатацию нового центра управления полетами (ЦУП) над Москвой переносится — уже в четвертый раз. Сдать ЦУП к 6 декабря, как требовало правительство, не удалось, срок сдвинут на март 2016 года. Основной причиной стали недоработки программного обеспечения, выявленные в ходе испытаний. Изначально ЦУП должен был решить проблему роста пассажиропотока в московском авиаузле (МАУ), сейчас же перевозки стагнируют, но эксперты считают, что модернизацию лучше проводить не на пике роста, а в менее напряженной ситуации.
Сроки эксплуатационных испытаний нового ЦУП московской воздушной зоны продлены до начала марта 2016 года, говорится в приказе руководства ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения" (копия есть у "Ъ"). Согласно графику, утвержденному правительством, ЦУП во Внуково должен был быть введен 6 декабря. После этого планировалось ввести новую схему воздушного движения, которая позволила бы устранить перегруженность воздушного пространства над Москвой и повысить его пропускную способность. Вопрос неоднократно обсуждался на уровне вице-премьера Аркадия Дворковича (см., например, "Ъ" от 2 октября 2014 года). Вчера в Росавиации и Минтрансе на запросы "Ъ" не ответили.
Новый ЦУП московской воздушной зоны (56% всех полетов в РФ) должен контролировать 14 гражданских и 21 военный аэродром. На конец 2012 года на строительство и установку оборудования было затрачено около 1,5 млрд руб. Через Москву в среднем за года проходит более 790 тыс. воздушных судов, около 87 тыс. из них транзитом. Изначально ЦУП должен был заработать еще в конце 2011 года, затем срок перенесли на конец 2013 года, затем — на декабрь 2014 и декабрь 2015 года.
Проблемы с вводом ЦУПа, по данным "Ъ", остались прежними — неготовность разработки (генподрядчик — "Алмаз-Антей"). Так, участник испытаний центра рассказал "Ъ", что за время приемки генподрядчик нарушал программу испытаний: "отсутствовала чистота эксперимента, в программное обеспечение постоянно вносились изменения". В ходе проверки ЦУПа на надежность и готовность к управлению воздушным движением произошли два отказа автоматизированной системы (один длился более двух часов). Собеседник "Ъ" рассказал, что во время второго отказа не работала и основная система, и резервные комплексы: "При аналогичной ситуации во время реальной работы авиадиспетчер лишился бы визуального контроля". В ходе испытаний система также не отображала на мониторе все самолеты, отмечались сбои в системе документирования. В "Алмаз-Антее" не предоставили комментария.
В аэропорту Домодедово "Ъ" сообщили, что снятие инфраструктурных барьеров является важным фактором для развития рынка, поскольку, по прогнозам, к 2030 году пассажиропоток МАУ может вырасти до 179 млн человек, а при форсированном росте — до 300 млн человек. Впрочем, сейчас авиаперевозки в России стагнируют, а за десять месяцев этого года в трех основных аэропортах МАУ пассажиропоток вырос лишь на 2%, до 67,6 млн человек. Впрочем, вице-президент профсоюза авиадиспетчеров Андрей Булин считает, что московским аэропортам остро необходим новый ЦУП, но, поскольку "за организацию процесса, по сути, никто не отвечает, сроки в очередной раз сорвались". Автоматизированная система управления воздушным движением "Теркас" используется уже 36 лет, напомнил господин Булин, и "давно морально устарела". Он полагает, что основная сложность сдачи объекта связана с тем, что резервная и основные системы созданы одной петербургской НИТА, что "противоречит общемировой практике". Так, в ходе эксплуатационных испытаний отказали все три системы управления движением, добавил он.
Главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий считает, что первоочередная задача связана не столько с увеличением пропускной способности МАУ, сколько с повышением уровня технологического оборудования. "Модернизацию следует проводить не на пике роста пропускной способности, а в менее напряженной ситуации",— отметил эксперт.