ФАС хочет расширить тарифный инструментарий
В Минэкономики считают ее идеи слишком общими
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обсуждает с ведомствами совершенствование тарифного регулирования госмонополий. ФАС намерена предложить им новый инструмент — регуляторный контракт — и несколько новых методов тарифного регулирования. Часть из них, однако, опробованы еще Федеральной службой по тарифам (ФСТ), и, по словам экспертов, неудачно. В Минэкономики считают предложения недостаточно конкретными.
ФАС намерена предложить госмонополиям новый инструмент — регуляторные контракты, в которых будет гарантироваться обязательность долгосрочных тарифных решений. В отдельных случаях (как в ЖКХ) инвесторами в таких контрактах могут выступать потребители, говорится в документе. Инициатива изложена в предложениях ФАС по совершенствованию регулирования естественных монополий, подписанных замглавы службы Анатолием Голомолзиным (копия есть у "Ъ") — документ с октября прорабатывается в Минэкономики, Минэнерго, Минтрансе и Минкомсвязи. До сих пор инструмента для закрепления индивидуальных обязательств сторон в этой сфере не существовало, подчеркивает директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий ВШЭ Илья Долматов.
Также служба хочет расширить спектр регулирования за счет установления долгосрочных тарифов, их индексации, метода сравнительного анализа по сопоставимым рынкам (бенчмаркинг) и метода доходности на инвестированный капитал (RAB). "Из этого списка многое формально реализуется и сегодня",— говорит господин Долматов. Как дополняет замглавы Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Григорьев, RAB-метод был в методических указаниях ФСТ начиная с 2008 года — но применяли его с существенными ошибками. "Это вызвало взрывной рост тарифа и привело к фактическому сворачиванию RAB-регулирования в отрасли",— напоминает он. Сходная ситуация, по его мнению, возникла и при применении долгосрочного регулирования в генерации — государство при помощи договоров предоставления мощности (ДПМ) прогарантировало инвесторам "неприлично высокие прибыли за счет потребителей". При этом сама идея о долгосрочном регулировании — очень здравая, считает господин Григорьев.
Еще одно предложение ФАС — устранить экспертные организации из процесса принятия тарифных решений. Участие посредника в торгах ФАС с госмонополиями "становится коррупциогенным для чиновников регулятора и создает угрозу принятия необоснованных решений",— говорится в документе. Служба намерена регламентировать процедуры и сроки принятия и обжалования решений по тарифам, закрепить электронный документооборот по таким делам и дать возможность потребителям обсуждать тарифы (в октябре этого года создан совет потребителей при ФАС). "Такая возможность должна быть не только у потребителей, но и у субъектов естественных монополий",— считает Александр Григорьев.
В Минэкономики, конкурирующем с ФАС за тарифные полномочия, инициативы ФАС не поддерживают. Как сообщили "Ъ" в министерстве, "предложения не содержат конкретных мер по совершенствованию регулирования и описания механизмов их реализации". Там также отметили, что значительная часть идей "носит общий характер и не позволяет сделать однозначный вывод о сути предлагаемых мероприятий". Пока предложения господина Голомолзина продолжают прорабатываться в ведомствах.