ВТБ накормит поставщиков

Госбанк и Semmaris построят распределительный центр в Подмосковье

ВТБ нашел партнера для развития оптово-распределительного центра «Агропарк “Максимиха”». Им стала французская компания Semmaris, управляющая знаменитым продовольственно-логистическим центром Rungis в пригороде Парижа. Строительство комплекса обойдется в 60 млрд руб.

О подписании соглашения с Semmaris ВТБ сообщил вчера. Объем инвестиций в «Максимиху» (55 км от МКАД на юг) составит 40 млрд руб., еще 20 млрд руб. понадобится на транспортно-логистический центр, жилье и подготовку территории. Оптово-распределительный центр должен стать платформой для оптовых поставщиков и потребителей продуктов в Московском регионе. «Мы открыты для предложений соинвесторов»,— заявил глава ВТБ Андрей Костин.

Semmaris управляет одним из крупнейших в мире продовольственно-логистическим центром Rungis International Market, расположенном в пригороде Парижа. Проект «Агропарка “Максимиха”» был одобрен на Градостроительном совете Московской области в июне этого года. Агропарк будет построен на земле ВТБ (около 300 га), ориентировочная площадь застройки составит 1 млн кв. м. Партнеры рассчитывают начать стройку во второй половине будущего года и закончить к концу 2018 года. Доли в проекте стороны не раскрывают.

ВТБ не первым оценил перспективу развития оптово-продовольственных рынков в Подмосковье. Логистический центр «Четыре сезона» в Домодедово занимает почти 30 га (проект принадлежит структурам Промсвязьбанка), Food City совладельцев «Киевской площади» Года Нисанова и Зараха Илиева (84,5 га) расположен в районе поселка Сосенки, у «ПромсвязКапитала» есть проект оптово-распределительного центра «Радумля» в Солнечногорском районе (105 тыс. кв. м, ввод запланирован на конец 2015 года), холдинг «Росагромаркет» (Proxima Capital Group) создает в России федеральную сеть оптово-распределительных центров в Московской, Ростовской, Новосибирской, Свердловской областях и Приморье. Такие проекты могут рассчитывать на господдержку — по словам министра сельского хозяйства Александра Ткачева, уже запланирована компенсация 20% затрат на строительство оптово-распределительных центров, так как они решают приоритетные для отрасли задачи.

Исполнительный директор холдинга «Росагромаркет» Богдан Григорьев говорит, что, несмотря на 50-летний опыт Rungis на европейском рынке, эту концепцию в России пока никто не тестировал. «Учитывая масштаб российских территорий, особенности законодательства, существующие схемы распределения сельхозпродукции и продовольствия, уровень развития транспортной инфраструктуры, зарубежный опыт требует 1,5–2 года адаптации к нашим условиям»,— считает он.

Сейчас процесс формирования цены продуктов для конечного потребителя далек от прозрачности, отмечают участники рынка. «Мы теряем большие деньги из-за невозможности доставить продукцию до магазинов, из-за посредников»,— говорит президент Национального союза производителей овощей Сергей Королев. По его словам, распределительные центры могли бы положительно повлиять на сложившуюся ситуацию, если не возникнет избытка предложения.

Екатерина Геращенко, Анастасия Дуленкова

Вся лента