Россия как бренд на мировом рынке, стала сильнее за счет Украины. В рейтинге из 50 государств Российская Федерация заняла 22-ое место, поднявшись за последний год на три пункта. Составители рейтинга рассматривали шесть аспектов, которые составляют репутацию государства на международной арене. Это качество экспортных продуктов, имидж власти, интерес иностранцев к культуре страны и отношение к местному населению, а также привлекательность туризма и потенциал инвестирования. Все вместе исследователи называют «индексом мягкой силы», и свои дополнительные баллы Россия получила за спад напряженности на востоке Украины. Подробности — у Светланы Беловой.
Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ
Роль самого крепкого бренда на планете уже несколько лет оспаривают Германия и США. В этом году составитель рейтинга компания маркетинговых исследований GfK присудила первое место американцам. Другие фигуранты топ-10 остались неизменными. Это Великобритания, Франция, Канада, Япония, Италия, Швейцария, Австралия и Швеция.
Исследователи оценивают имидж стран по 23-м критериям. Все они базируются на том, как государство выглядит со стороны. Результаты группируют в шесть ключевых аспектов. Первое — репутация товаров и услуг, выпускаемых в стране. Второе — восприятие качества госуправления. Важен также интерес к культуре, истории, спортивным достижениям жителей государства, мнение иностранцев о жителях страны как о друзьях, бизнес-партнерах и наемных работниках, оценка туристической привлекательности и желание сторонних инвесторов вкладывать в экономику этой страны. Именно по этому последнему пункту аналитики наблюдают спад, а все остальные показатели в России растут, считают составители рейтинга. Правда, сами россияне этого оптимизма не разделяют. Если бы на имидж страны взглянули глазами местных, Россия бы, наоборот, скатилась в конец списка, считает директор Института стратегического планирования и прогнозирования Александр Гусев.
«Мы же видим, с какими проблемами мы сталкиваемся, мы видим определенный рост цен потребительской корзины, видим недостатки в деятельности наших компаний, в том числе и в нефтегазовом комплексе, в том числе и трудности, связанные с уровнем заработной платы. Нас в этом обмануть нельзя, потому что мы живые свидетели. Поэтому, скорее всего, я бы поставил на три пункта меньше, а не на три пункта поднял Россию», — отметил Гусев.
Отрицательно на имидже России отразились события на востоке Украины. Из-за конфликта Москва в прошлом году скатилась на 25-е место в рейтинге. Сейчас ситуация выровнялась и принесла дивиденды как России — три строчки вверх по списку, — так и плюс два пункта Украине. Бренд «Украина» сейчас занимает 46-е место из 50-ти.
Впрочем, политологи считают подобные списки условными, ни на что не влияющими и уж точно далекими от оценок обывателей. Например, американцы вообще мало интересуются тем, что происходит за границами их штата. Для того, чтобы они стали замечать Россию, потребовались крупные потрясения исторического масштаба, отметил журналист, аналитик и хроникер американской жизни Михаил Таратута.
«Начало моей работы в Америке пришлось на горбачевско-ельцинский период, тогда Россия была просто №1. Сейчас даже трудно представить, что такое могло быть — все двери открывались автоматически передо мной как представителем страны. Но это был особый период, потому что этот страшный советский монстр был низвергнут, и что-то новое и, как американцы надеялись, дружественное по отношению к ним появляется. С Украины, конечно, было обострение не то чтобы интереса, а отвращения к России — это мировой хулиган, агрессор и так далее. С Сирией сейчас опять всплеск я, пожалуй, сказал бы, "интереса ", потому что, с одной стороны, американцы пару лет бомбят, толку никакого, и вообще такое впечатление, что им все это не очень нужно. А тут Россия начала воевать, и вроде бы очень ярко, не так, как американцам хотелось бы, может быть, но само явление достаточно ярко, поэтому есть интерес», — рассказал Таратута.
Другая компания, Brand Finance, дает оценку страновым брендам в твердой валюте. Лидером, по итогам этого года, стали также Соединенные Штаты Америки. Этот бренд аналитики оценили в $19,7 трлн. Далее с большим отрывом следуют Китай и Германия. А вот бренд России за год подешевел на треть — до $810 млрд. В тройке аутсадеров Перу с падением в 33 % и Украина — минус 45% стоимости страны как бренда.