«Студент должен понимать ответственность перед собственным государством»
Сенатор Николай Булаев рассказал, что ему мешают россияне, уехавшие из страны
Сенатор, член высшего совета «Единой России» НИКОЛАЙ БУЛАЕВ во вторник раскритиковал россиян, которые учились в вузах за бюджетный счет, а потом уехали работать за границу. На совместном заседании внутрипартийных платформ «Единой России» сенатор назвал это «нравственной проблемой», а заодно предложил «оценить эффективность деятельности этих высших учебных заведений, которые в заметном объеме работают не на экономику России». Политик не исключил, что «здесь могут потребоваться и какие-то законодательные инициативы». В интервью корреспонденту “Ъ” АЛЕКСАНДРУ ЧЕРНЫХ сенатор заявил, что россияне, уезжающие за рубеж, «нарушают права и свободы» других граждан.
— Действительно ли вы считаете, что вузы, чьи выпускники уезжают за рубеж, «работают не на экономику России»?
— Меня не совсем верно процитировали. На недавнем заседании межведомственной комиссии при Министерстве образования и науки один из ректоров поднял вопрос о критериях оценки эффективности вузов. Дело в том, что сейчас там существует показатель — количество выпускников, которые смогли трудоустроиться после окончания вуза. Если большой процент выпускников не смог найти работу, значит, вуз плохо их подготовил. И ректор указал на коллизию: как им учитывать выпускников, которые трудоустроились за пределами нашей страны? Откуда брать статистику?
На мой взгляд, здесь есть и другая коллизия. Давайте вспомним: у нас действует государственная программа «Глобальное образование», когда страна выделяет большие деньги для наших студентов, обучающихся в вузах за границей. Но они дают обязательство после учебы вернуться в Россию и работать на родине.
И если провести аналогию, получается, что студенты, которые учатся на бюджетных отделениях российских вузов, получили от государства грант на обучение, но не чувствуют никаких обязательств перед страной. И могут потом, отучившись за деньги государства, поехать жить и работать в другую страну.
Мы должны для себя решить: если человек получил образование за счет российского государства, то есть ли у него обязательства перед этим государством?
— Но ведь право на образование гарантируется Конституцией?
— Я ничего не имею против конституционной нормы. Но в данном случае есть и другая норма — как говорится, моя свобода ограничивается таким образом, чтобы не нарушить права и свободы другого человека.
— И каким образом россиянин, уехавший после учебы в другую страну, нарушает ваши права и свободы?
— Он же отучился на бюджете, значит, за его образование платило государство.
— Но ведь деньги государства складываются в том числе из налогов, которые платили его родители. Значит, он имеет право ими пользоваться?
— Но точно так же налоги платили и родители его соседа, который получил на два балла ЕГЭ меньше и был вынужден учиться за свой счет. Я убежден, что студент должен понимать ответственность перед собственным государством. Пока у меня нет законодательного решения, к обязательному распределению выпускников вузов вернуться невозможно. Но очевидно, что проблема существует — нравственная, патриотическая. И мы должны эту проблему обсуждать.
Борис Железов, заместитель проректора НИУ ВШЭ по международным связям:
«Уехавших российских выпускников не нужно воспринимать как провал государственных инвестиций. Путем запретов невозможно создать условия для нормального развития образования, которое позволило бы нам успешно интегрироваться в глобальное образовательное пространство. Я вообще считаю, что одна из главных задач нашего высшего образования — обеспечить циркуляцию мозгов. Нет ничего страшного в том, что от нас будут уезжать талантливые выпускники. Это мы должны создать условия, чтобы им было интересно вернуться. И такие примеры уже есть, пусть их не так много пока. Правительство уже реализовало проект по созданию лабораторий под руководством ученых мирового класса — и среди них были и наши соотечественники, которые когда-то уехали из страны. Я общался с ними — они искренне патриотически настроены и готовы не только ради денег развивать российскую науку.
Если талантливый человек уезжает, то он доказывает миру, что российское образование конкурентоспособно. Он своим примером показывает: если ты учишься в России, то сможешь добиться успеха во всем мире. И это привлекает студентов и абитуриентов из других стран.
Кроме того, уехавших нельзя вычеркивать из российской жизни. Они наша диаспора, они могут инициировать совместные предприятия с российскими фирмами, заводами, лабораториями. Если поддерживать с ними контакты, это пойдет на пользу стране.
Мы не должны здесь проиграть тому же Китаю, лучше изучить их опыт. Вначале Китай сдерживал такую научную эмиграцию, требовал от граждан возвращаться на родину, а потом они научились поддерживать связи с диаспорой, которая в итоге способствовала успеху Китая на мировой арене. И сейчас в Китае наметился если и не поток, то уже ощутимый ручей тех, кто возвращается. И, кстати, для них китайское правительство создает просто сказочные условия».