«Для автопроизводителей важно начать что-то зарабатывать»

Эксперты прогнозируют рост цен на автомобили

С нового года производители поднимут цены на автомобили. В отрасли уверены, что в следующем году стоимость машин вырастет еще не раз. Об этом пишет "Коммерсантъ". По данным издания, об удорожании своей продукции заявили АвтоВАЗ, УАЗ, Jaguar, Skoda, Hyundai и другие. Компании повысят цены в среднем от 2 до 6%. При этом, по данным Ассоциации европейского бизнеса, в ноябре продажи легковых и легких коммерческих авто в России упали на 43% — до 130 тыс. машин. Гендиректор агентства маркетинговых и социологических исследований Vector Market Research Дмитрий Чумаков ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Максима Митченкова.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

— Чем вызвано очередное повышение цен на автомобили?

— Вы знаете, здесь основной причиной являются изменения курса российской валюты, если посмотреть на предварительные результаты текущего года, то в среднем автомобили выросли на 20% в цене, при этом изменение курса российской валюты относительно, например, лета прошлого года оказалось более значительным. И автопроизводители осуществляют постепенно увеличение стоимости автомобилей, но никто из производителей автомобилей пока не может поднять цены абсолютно пропорционально изменению курса валюты.

— Пока говорят, от 2 до 6%, а надо, видимо, поднимать на 50%, так получается?

— Вы знаете, для того, чтобы вернуться абсолютно к тому же уровню рентабельности, который был ранее, может быть, не на 50% все-таки, на 25-30%. Потому что у большинства производителей автомобилей, которые продают в России достаточно большое количество транспортных средств, уже есть производства, и соответственно себестоимость постепенно снижается. Также они пользуются определенными льготами и мерами государственной поддержки. Но, тем не менее, до сих пор существует определенный потенциал для дальнейшего увеличения цен. Но ввиду того, что покупательская способность очень снизилась, и изменилось покупательское поведение, люди стали реже покупать автомобили, дольше ими пользоваться.

Если раньше был достаточно большой сегмент автолюбителей, которые продавали машины практически сразу после гарантии, то сейчас срок использования автомобилей увеличивается. И люди стали еще более рациональными, и более ориентированными на стоимость автомобиля при его покупке. Вот эти факторы сдерживают рост цен, и поэтому производители автомобилей, рассматривая российский рынок как стратегически важный, делают повышение цен поэтапно, и, в общем-то, в контексте большого снижения объема продаж в конце текущего года, даже сейчас заявляют о небольшом повышении цен на будущий год. Причем это повышение будет касаться тех автомобилей, которые будут либо произведены, либо привезены в Россию в 2016 году.

— А с другой стороны не пугает автопроизводителей, что вот таким повышением цен они отпугнут еще клиентов, просадка уже была на 43%, как мы с вами говорили, может, вообще перестанут покупать, или такое невозможно?

— Вы знаете, такое, чтобы люди вообще перестали покупать, я думаю, что этого не будет.

— Ну, это я утрирую, конечно.

— Да, в любом случае в начале года 2016-го, как и, в общем, во все предыдущие периоды, дилеры продают автомобили, произведенные в предыдущем году, и это автомобили, которые продаются с достаточно большими скидками. На будущий год по нашим оценкам рынок сократится примерно на 15-20%, большего падения уже не будет абсолютно точно. И в 2017 году рынок начнет восстанавливаться.

Ну, для автопроизводителей, в общем-то, важно не только обеспечивать объем продаж, но и также постепенно переходить к ситуации, когда они начнут что-то зарабатывать. То есть по факту лучше продать меньше автомобилей, но, может быть, на них что-то заработать, чем продать больше автомобилей и не заработать ничего. Я полагаю, что именно такой логики и придерживаются производители автомобилей, при этом повышая цены значительно на меньший процент относительно изменений курса российской валюты, они как раз делают инвестиции в российский рынок.

— Также в статье отмечается, что вот таким образом, повышая цены, компании как бы подстраховываются, что потом они смогут нивелировать эти повышении всякими акциями, скидками и тому подобным, так ли это?

— Вы знаете, акции и скидки существуют, в общем-то, и без того. В этом году, если сравнить с предыдущими периодами, когда акции и скидки в основном аккумулировались ближе к концу года и начинались в ноябре, и основной их вал был в последнем месяце года, то в течение всего 2015 года производители автомобилей предлагали своим покупателям разнообразные акции, скидки и прочего вида специальные предложения, которые они организовывали совместно со своими партнерами, банками, и в партнерстве с дилер-центрами.

Вся лента