Ритейл могут обязать компенсировать поставщикам половину цены возвращенных товаров. Такой законопроект был внесен в Госдуму депутатами Петербурга. По мнению авторов инициативы, такой механизм компенсации позволит минимизировать убытки производителей, а также скорректирует потребности сетей при определении количества закупаемой продукции. Поставщики действительно нуждаются в поддержке — ритейлеры зачастую диктуют свои правила на рынке, отметил гендиректор Ассоциации фермерских хозяйств Сергей Балаев.
Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ
«Всегда хорошо, когда для товаропроизводителей что-то делают. Сеть скажет: "Привозите нам по две бутылки три раза в день. Продалась она — привозите нам еще потом по две бутылки", — могут так сделать. Конечно, судя по затратам на логистику — бензин, соляра дорогие — стараются побольше привезти, может быть, продастся. Если пытаться сделать так, чтобы продукция не портилась, ассортимент на полках надо уменьшить, что нашему народу может не понравиться, но чтобы точно было все продано», — считает Балаев.
Согласно законодательству, нереализованные хлебобулочные изделия поставщики обязаны выкупать у магазинов. По мнению авторов законопроекта, это приводит к тому, что торговые сети нерационально подходят к определению количества продукции для реализации. Так, показатели возврата хлеба по Петербургу достигают 25% поставленной продукции. Ритейлеры намеренно закупают больше хлеба, чем могут реализовать, уверен директор по развитию объединения «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков.
«На сегодняшний день с возвратами, действительно, больше всего сталкивались хлебобулочные предприятия. Но учитывая, что они продают скоропортящуюся продукцию, соответственно, как они сами говорят, очень сложно подобрать, сколько товара будет реализовано. Хотя в этом, наверное, есть определенная доля лукавства. Лучше заказать больше, чтобы богато смотрелось на прилавке, если потом можно все это вернуть поставщику», — поясняет «Коммерсантъ FM» Востриков.
Законопроект о компенсациях товаропроизводителям не учитывает всех схем отношений поставщиков и торговых сетей, отметил глава компании «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.
«Сейчас все-таки речь идет о том, что производителю возвращают или производитель выкупает продукцию, у которой завершился этот срок. То есть если речь идет о том, что по некоторым товарам некоторые поставщики берут на себя обязательство в части, скажем так, выкупа товара, если он не будет реализован в течение определенного срока, соответственно, этот товар реализуется по договору обратной реализации. Все-таки данная инициатива не совсем соответствует тому набору практик, который сейчас существует», — полагает Бурмистров.
Законопроект также ограничивает размер вознаграждения от поставщиков за рекламу в размере 5% от стоимости продовольственных товаров. Эта норма, по мнению авторов документа, будет способствовать стабилизации цены на продукты.