«Это не значит, что реакции не будет»
Дмитрий Медведев рассказал о Юрии Чайке, дальнобойщиках и кризисе
В интервью представителям нескольких телеканалов премьер Дмитрий Медведев не исключил, что власти отреагируют на расследование Фонда борьбы с коррупцией о бизнесе членов семьи генпрокурора Юрия Чайки. Кроме того, господин Медведев оценил отношения с Украиной, ситуацию в Крыму, повышение цен на продукты и протест дальнобойщиков. Эксперты увидели в ответах Дмитрия Медведева предвыборные интонации.
В ежегодном интервью ведущим телеканалам вопросы премьеру Дмитрию Медведеву задавали уже работавшие в таком формате Ирада Зейналова («Первый канал»), Сергей Брилев (ВГТРК), Кирилл Поздняков (НТВ) и новые интервьюеры — шеф-редактор РБК Елизавета Осетинская и ведущий «Дождя» Михаил Фишман. В конце беседы, начавшейся с ожидаемых экономических тем — кризиса, курса доллара, стоимости нефти, были заданы вопросы о расследовании «Фонда борьбы с коррупцией» Алексея Навального в отношении семьи генпрокурора Юрия Чайки и протесте дальнобойщиков.
«Если реакции властей нет сейчас, то это не значит, что ее не будет»,— ответил на вопрос о расследовании ФБК премьер. И тут же призвал не «возвращать страну в 30-е годы», добавив, что расследования бывают «заказными» и являются «частью политической борьбы». Напомним, что 1 декабря ФБК опубликовал расследование, в котором сообщается о зарубежных активах сына генпрокурора и связях бизнес-партнеров членов его семьи с бандой Цапка и бандой ГТА.
По поводу протеста дальнобойщиков, которые недовольны введением системы оплаты проезда по федеральным трассам «Платон» (компания-оператор системы контролируется Игорем Ротенбергом) Дмитрий Медведев высказался более определенно. «В год на дороги тратится триллион. Кто платит эти деньги? Водители легкового автотранспорта, а водители крупных грузовиков не платят практически ничего, во всех современных государствах они участвуют в этих расходах»,— отрезал премьер. Впрочем, господин Медведев уточнил, что систему перед началом работы должны были «донастроить и экономически, и технологически». Сейчас, по мнению премьера, это произошло: оплата за километр и штрафы снижены.
До этого Дмитрий Медведев положительно оценил антикризисный план правительства. «Я могу сказать, что падение экономики и падение производства приостановлено. Мы исходим из того, что следующий год мы будем расти»,— сказал он. В числе успехов господин Медведев назвал индексацию пенсий и развитие сельского хозяйства. «Мы живем за счет собственных источников развития, это плохо, но это и хорошо. Мы познали цену нашим собственным возможностям»,— охарактеризовал положение страны Дмитрий Медведев.
Рост расходов на оборону глава Кабинета министров назвал оправданным. «Состояние вооруженных сил было существенно ниже требований. Сейчас мы подтянули эти расходы до мирового уровня»,— объяснил глава правительства. Премьер пообещал сохранить 13-процентную ставку подоходного налога («зачем резать курицу, которая несет золотые яйца?»), бесплатную медицину. Пенсионный возраст, скорее всего, будет повышен. «Возраст (сейчас он составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) был установлен в 1932 году, тогда средняя продолжительность жизни в стране была 35 лет. Соотношение продолжительности жизни изменилось. Мы вправе поставить вопрос, когда люди могут выходить на пенсию, но ответа на этот вопрос нет»,— намекнул глава правительства.
Расходы на госаппарат Дмитрий Медведев назвал «раздутыми», он заявил, что чиновники должны передвигаться на «машинах среднего класса», а выплаты и льготы бывшим губернаторам должны обсуждаться с обществом.
Жестко глава правительства высказался в адрес руководства Украины, назвав отключения электричества в Крыму «геноцидом» и «свинством». «Но коллапса не случилось»,— уверен господин Медведев. Он еще раз повторил, что Крым — неотъемлемая часть России, а его жители готовы «даже большую цену заплатить, лишь бы не вернуться в тот бардак».
Международная политика тоже обсуждалась: Россия не ищет самоизоляции и открыта к сотрудничеству, а Турция, сбившая российский Су-24, еще легко отделалась. «Что в таком случае делали государства в XX веке? Начиналась война, а это худшее, что может быть»,— заявил премьер.
По мнению политолога Михаила Виноградова, в интервью Дмитрия Медведева прозвучало «больше афоризмов, чем заявлений, которые пройдут в агентствах с пометкой “молния”». «Он пробует себя в конфликтной повестке — дальнобойщики, Чайка. Ниша Медведева — поговорить по темам, которые обходятся молчанием. Здесь важен сам факт таких вопросов в формате. Но прямая линия президента тоже будет такое предполагать»,— считает эксперт. Политолог Константин Калачев полагает, что интервью было «хорошо срежиссировано и продумано». «Это затравка предвыборной кампании в Госдуму, Дмитрий Медведев — лидер “Единой России”». «По сути это программное интервью человека, который должен помочь партии получить симпатии большинства — оно лучится бодростью и оптимизмом. Очевидно, что с президентом Медведев по-прежнему в рабочем тандеме, потому премьер освещает темы, не затронутые в послании Путина»,— заявляет господин Калачев.
Андрей Перцев