Один из лучших французских авторов комиксов для детей Эмиль Браво побывал в Самаре. Книги Эмиля Браво переведены на русский язык и имеют успех в России. Создатель комиксов о Жюле и Спиру на встрече с читателями в Самаре рассказал о том, когда начал рисовать и почему главное в комиксах – чувство юмора.
«Моими первыми рисунками - были рисунки трёхлетнего мальчика, очень непростыми для понимания. Я начал рисовать так же, как и все дети, в год или два, когда смог держать в руке карандаш. Комиксы - это то, к чему я пришёл от рисунка. Знаете, почему я выбрал именно рисунок? Потому что историю в картинках могут понять все, независимо от языка и возраста. Первый язык, на котором начинают общаться с миром дети, - это рисунки. Комиксы это нечто очень простое, связанное с вашим детством. Взрослые столько не рисуют, потому что на это у них якобы нет времени»
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
«Нельзя научить рисовать комиксы. Ведь не существует такой школы, в которой вас научат писать романы. Мы учимся писать в школе, потом можем изучать литературу в университете. Но ни в одной школе тебя не научат творить. С комиксами всё точно так же. Есть, конечно, школы комиксов, которые, кстати, не существовали, когда я был молодым. То, чему нас могут научить, - это техника. Нас учат коду, который передаётся через рисунки. И мы используем эти коды для того, что бы рассказывать свои истории. И, поскольку у меня уже были эти орудия, потому что я начал рисовать с самого детства, я сразу мог перейти к следующему этапу - рассказывать истории. Мне доставляет удовольствие рассказывать что-то, именно поэтому я рисую»
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
«Когда я был маленьким, мой папа рассказывал мне разные истории перед сном. И он рассказывал их тремя способами: он читал мне в слух книги, читал комиксы (во Франции это абсолютно обычная ситуация, многие родители читают своим детям комиксы) и придумывал различные истории. Третий способ был для меня самым любимым, потому что я мог участвовать в создании истории. Я мог добавлять своих персонажей и решать, что с ними произойдёт. И я начал рисовать собственные истории на бумаге. Когда папа приходил домой, я давал ему эти истории с одним единственным желанием. Мне хотелось, не того, чтобы меня похвалили за красивые рисунки, как это делает большинство родителей, мне хотелось, чтобы он понял мои истории и смог их прочитать. Рисунок стал моим первым языком, первым способом записать мысли».
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
«Комикс - это игра. Само творчество - это в первую очередь не талант, это игра. Творить - значит играть. И я говорю не об играх, в которых есть правила. Когда дети играют с игрушками - они придумывают различные истории. Для меня процесс создания комиксов похож на игру. Я как будто становлюсь актёром, отыгрывающим все роли».
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
«У меня есть комиксы в которых нет ничего кроме картинок. И их могут понять все без перевода. И это здорово. Можно конечно написать историю с текстом, и это займёт несколько страниц, но нужно ли это делать когда можно просто нарисовать? Текст осложняет, утяжеляет историю, а рисунок - это универсальный язык, который мы учим с детства, вот почему я выбрал именно комиксы».
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
«Только в Самаре я почувствовал, что я нахожусь в России. Здесь большие улицы, большие здания, снег… До этого я был только в Москве и Санкт-Петербурге и то летом».
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
Диана Любавина