Вопрос цены
Мнение аналитика
Леонид Делицын, аналитик инвестиционного холдинга «Финам»:
Если судить по прошлому опыту, то внешняя ситуация слабо влияет на деятельность операторов новых видов услуг. Например, в 2009 году предсказывали замедление роста российского интернета, поскольку ожидали, что операторы связи приостановят строительство сетей 3G в крупных городах. Однако, судя по всему, к этому моменту средства были уже выделены, проекты начаты или даже завершены, и в итоге 2009 год стал годом необычно быстрого роста, а отнюдь не падения. Конечно, задним числом можно пытаться найти этому объяснения, в том числе отметить замечание Дмитрия Медведева о том, что «в эпоху великой депрессии люди чаще ходили в кино». Но, скорее всего, главное объяснение в том, развернутые проекты не останавливают.
Как правило, в период строительства новых сетей крупные федеральные операторы тратят около 100 млрд руб. в год. Таким образом, с учетом параметров УрФО можно предположить, что в совокупности в развитие сетей здесь федеральные операторы вкладывают около 20 млрд руб. Обычно оператору сотовой связи, даже региональному, требуется инвестировать не менее 5 млрд руб.
Относительно 2016 года прогноз дать трудно. Дело в том, что, с одной стороны, многие ожидают в этом году возобновление роста экономики, а с другой — сами инвестиционные деньги сейчас дороги. В этом случае инвесторы настойчивее требуют доказательства окупаемости. Что же касается окупаемости, то главным источником дохода операторов сотовой связи сейчас является трафик, потребляемый обычными пользователями. Грубо говоря, чтобы оператор зарабатывал, мы все должны смотреть как можно больше видео на наших смартфонах. Разумеется, операторы стремятся диверсифицировать источники дохода и активно предлагают дополнительные услуги, пытаясь получать доходы от дистрибуции контента. Однако, как правило, у них это получается хуже, чем у компаний, специализирующихся непосредственно на контенте. История показывает, что операторы надеются на подъем ARPU, а аналитики прогнозируют такой подъем в отчетах и бизнес-планах, но ARPU всегда лишь неуклонно снижается. Другим возможным источником дохода является корпоративный сектор, которому требуются дополнительные услуги, но, к сожалению, его запросы бывают чрезвычайно специфичны, поэтому здесь трудно добиться экономии от масштаба операций.