Европейский культпросвет
Куда сходить на каникулах
Париж
"Кто боится женщин-фотографов"
Место: Музей Оранжери и Музей Орсе
Дата: до 25 января
Двойная масштабная выставка (более 400 снимков и 160 имен) в Музее Оранжери и в Музее Орсе — про то, что фотография не только мужское занятие. В XIX веке фотографированием увлекались женщины состоятельные, британские аристократки — леди Клементина Хаварден, виконтесса Джоселин, Джулия Маргарет Кэмерон. Это было их хобби. Снимали для своих альбомов — детишек да славный быт. Новый век открыл женщинам новые возможности. Набирали силу феминистские движения, и вот уже женщины с фотоаппаратом наступают на пятки мужчинам-фоторепортерам. Среди пионерок фотожурналистики — американка Фрэнсис Бенджамин Джонстон (это она получила первый Kodak из рук самого Джорджа Истмена) и англичанки Кристина Брум и Лена Коннелл. Женщины начинают снимать обнаженную натуру и эротику. Американка Имоджен Каннингем мало того что объявила себя профессиональным фотографом, так еще и делала вызывающе эротичные снимки. Даже в цветах у нее проглядывали фаллосы, которые, кстати, спустя полвека в полную силу распустятся на фотографиях Роберта Мэпплторпа. Во время Второй мировой войны женщины идут на фронт — Жермена Круль снимает для Vu, Ли Миллер для Vogue, Маргарет Бурк-Уайт для Life — так что одна победа уже точно одержана: впредь им никто не посмеет сказать, что фотография — не женское дело.
"Возрожденная мода"
Место: Palais Galliera
Дата: до 29 марта
Выставка "Возрожденная мода" в Palais Galliera — это пропуск в гардероб графини Элизабет Греффюль (1860-1952), прустовской герцогини де Германт, мецената и самой красивой и элегантной женщины Парижа belle epoque. Она дружила с Роденом, Мари Кюри и Дягилевым. Коллекционировала живопись и обожала музыку. Весь Париж мечтал оказаться в ее легендарном особняке на улице д'Астор в VIII округе, который называли "Ватикан". Пруст впервые увидел ее в Парижской опере. "Я никогда не встречал женщину такой красоты",— признавался он в письме Монтескью. Домашнее платье из велюра в викторианском стиле или византийское шелковое платье с золотой вышивкой — оба от кутюрье аристократов Чарльза Фредерика Ворта. Грациозное вечернее пальто-кимоно — от главного специалиста по восточным туалетам Витальди Бабани. Строгое шелковое пальто с меховой оторочкой, сшитое Жанной Ланвен. Домашние платья, вечерние, для выходного дня и чаепития — главное, что независимо от повода никогда не забывала Элизабет Греффюль,— это подчеркнуть точеную талию и стройную фигурку. Всего на выставке, которая проходит при поддержке Louis Vuitton, собрано около 50 уникальных исторических нарядов из коллекции Palais Galliera. Отдельный зал посвящен аксессуарам — любимым шляпам, перчаткам и веерам графини Элизабет Греффюль.
Лондо
нАлександр Колдер
Место: Tate Modern
Дата: до 3 апреля
Выставка Александра Колдера (1898-1976) в Tate Modern, крупнейшая, которая когда-либо проводилась в Великобритании, называется Performing Sculpture, и точнее не скажешь: знаменитые парящие в воздухе "мобили" американца действительно разыгрывают спектакли.
Собственно, и началось все с представления. Американский студент-инженер задумал стать художником и в 1926 году обосновался не где-нибудь, а в центре художественной жизни — в Париже, на Монмартре. Через восемь лет он уедет отсюда известным скульптором. Но пока здесь, в своей мастерской он придумывает свой маленький проволочный цирк — маленькую арену, маленьких акробатов и зверей. А посмотреть на него приходят большие художники — Кандинский, Дюшан, Мондриан. Последний открыл для него абстракцию, тогда Колдер взял и оживил сначала квадраты с мондриановских картин, а затем и лепестки и полумесяцы своего друга Жоана Миро. Так появились знаменитые "мобили" — простые как детские игрушки, дорогие — как многим картинам и не снилось. Колдер был страшно плодовит. Проволочные скульптуры и монументальные уличные скульптуры, мобили и стабили, картины, рисунки, игрушки и даже ювелирные украшения — его наследие насчитывает 22 тыс. предметов искусства. Избранная сотня — в Tate Modern до апреля.
Флоренция
Divine Beauty: от Ван Гога до Шагала и Фонтаны
Место: Palazzo Strozzi
Дата: до 24 января
Palazzo Strozzi — главная выставочная площадка для современного искусства во Флоренции. Это уцелевшее с XV века палаццо банкиров снаружи выглядит как крепость, внутри — как дворец. Долгие годы оно было закрыто, так как наследники увязли в судебных разбирательствах. Своей безупречной выставочной репутацией палаццо Строцци обязано бывшему директору Джеймсу Брэдберну. Под его руководством было сделано несколько выставочных хитов не местного, а международного масштаба, как, например, выставка "Весна Возрождения. Скульптура и искусство во Флоренции 1400-1460". Из Флоренции она переехала в Лувр. Новый хит — выставка "Божественная красота от Ван Гога до Шагала и Фонтаны" о щекотливой теме отношений между религией и искусством с середины XIX века до середины XX. От реализма Доменико Морелли до информальной живописи Эмилио Ведовы, от дивизионизма Гаэтано Превиати до символизма Одилона Редона и экспрессионизма Эдварда Мунка. Ради "Божественной красоты" во Флоренцию выехали такие гранды, как "Пьета" Ван Гога (Музеи Ватикана), "Анжелюс" Жан-Франсуа Милле (Музей Орсе, Париж) и "Белое распятие" Шагала (Чикагский институт искусства). Специально к выставке выпущена тематическая карта по "божественным красотам" Флоренции — их тут не счесть, особенно если свернуть с туристической тропы.
Вена
Графика Эдварда Мунка
Место: Альбертина
Дата: до 24 января
За графику норвежское все — Эдвард Мунк (1863-1944) взялся по двум причинам. Нужны были деньги — это раз. И два — он слишком болезненно переживал расставания со своими с картинами, с "детьми", как он их сам называл. Случалось, что спустя какое-то время художник даже просил у покупателя одолжить их ему на время. Но, зная его вспыльчивый нрав, никто не решался. Гарантий, что картина вернется целой и невредимой, не было. Поворотным моментом для Мунка стал Париж, который в начале XX века был столицей графики. Тон задавали Валлотон, Муха, Тулуз-Лотрек и Боннар. Но в отличие от них Мунк был самоучкой: технику литографии и гравюр на дереве он освоил сам и все делал собственноручно в своей мастерской. Более того, рисунок древесины — эти волнообразные сосуды — оказался столь созвучен его живописи, что он сохранял его в естественном виде. Как, например, в "Поцелуе" — одной из своих первых гравюр. Она, так же как и "Вампир", "Мадонна", "Поцелуй", "Тоска", "Меланхолия", "Крик" и десятки других известных работ норвежца, является частью живописного цикла "Фриз жизни" — "поэмы о жизни, любви и смерти", которую Мунк задумал перенести с холста на дерево и бумагу. Результат — в венской Альбертине до конца января.
Базель
"В поисках "Последней футуристической выставки картин 0,10""
Место: Фонд Бейелера
Дата: до 10 января
"Последняя футуристическая выставка картин "0,10" (ноль-десять)" проходила по адресу Марсово поле, 7 в художественном бюро Надежды Добычиной с 19 декабря 1915 года по 17 января 1916 года. Ноль обозначает отсутствие предметных форм в супрематизме, десять — число художников-участников (в итоге их было больше, но название менять не стали). В историю мирового искусства она вошла благодаря участию "Черного квадрата" Малевича — это было его первое появление на публике. По каталогу он проходил как "Черный четырехугольник" и висел в красном углу, что вызвало волну недовольства. Но вскоре критики подуспокоились, а "Черный квадрат" стал "иконой русского авангарда". На празднование его столетия в базельский Фонд Бейелера приглашен двойник 1929 года из Третьяковкой галереи. Дебютантом той выставки был и Владимир Татлин, который так же, как и Малевич, впервые представил свои контррельефы. Абстрактные, хрупкие скульптуры, увы, не выжили, поэтому на выставке представлены только архивные материалы и фото. Впервые за много лет участники той исторической выставки собираются вместе. Это и Ксения Богуславская, и Иван Клюн, и Иван Пуни, и Михаил Меньков, и Ольга Розанова, и Любовь Попова, и Надежда Удальцова, и Натан Альтман. Редкая возможность вернуться в Петербург 1915 года, находясь при этом в Базеле.