Человек и оркестр
Композитор Георгий Свиридов для жителей Курской области больше чем просто знаменитый земляк. Его сочинения, ставшие классикой еще при жизни автора, сегодня в репертуаре почти всех исполнителей академической музыки в стране. На родине композитора, в городе Фатеже, открыт мемориальный дом-музей, а в самом Курске создается Свиридовский центр искусств. Регион празднует столетие со дня рождения композитора едва ли не с прошлого года, а вся страна – с начала 2015-го: местным властям удалось придать этой памятной дате федеральный статус.
Столетний юбилей Георгия Свиридова, родившегося в 1915 году, отмечается в самом конце 2015-го – 16 декабря. Но музыканты начали праздновать памятную дату еще с весны 2014 года. Первым регионом, в котором стартовали посвященные юбилею культурные мероприятия, стала, разумеется, Курская область. В конце мая прошлого года там прошел межрегиональный фестиваль хоровой музыки имени Свиридова, посвященный будущему 100-летию со дня его рождения. Мероприятие было открытым для всех жителей и гостей Курска – оно проводилось на Театральной площади в центре города. Осенью того же года, в начале ноября, в областном центре прошел музыкальный фестиваль имени Свиридова. Его открыл Большой симфонический оркестр имени Петра Чайковского под руководством народного артиста СССР Владимира Федосеева – этому коллективу композитор доверял первое исполнение многих своих сочинений. «Наследие выдающегося композитора Георгия Свиридова – это уникальное явление российского музыкального искусства, которое по-прежнему привлекает к себе исполнителей разных стран», – отмечал на церемонии открытия глава региона Александр Михайлов.
Игра в четыре руки
После Курска посвященные юбилею композитора мероприятия с зимы 2015 года начались почти во всех регионах страны. Произведения Георгия Свиридова звучали, например, в Органном зале Сочи, в Тюменской академии культуры, Новосибирской опере, ульяновском Доме музыки и даже в Санкт-Петербургском храме Спаса-на-Крови. Астраханская, петербургская, барнаульская, оренбургская, липецкая, воронежская иркутская, калининградская и, конечно же, курская филармонии анонсировали к столетию композитора специальные программы из его известных произведений.
Юбилейные мероприятия проходили в Уфе и Норильске, Рязани и Пскове, Черкесске и Петрозаводске, Пензе и Белгороде, на Сахалине и в Екатеринбурге. Произведения Свиридова исполнял государственный хор Дагестана, а Нижегородский театр оперы и балета принял решение открыть сезон балетом на музыку курского сочинителя. В подмосковной Балашихе провели научную конференцию, посвященную его творчеству. Концерт, посвященный Свиридову, включили в программу фестиваля имени Мстислава Ростроповича.
В Новосибирске в год 100-летия со дня рождения Георгия Свиридова его знаменитые музыкальные темы сыграли в рок-обработке. Свои выступления юбилею композитора посвятили Оренбургский и Вологодский камерные хоры. Музыке Свиридова был посвящен открывшийся в Санкт-Петербурге всероссийский фестиваль «Невские хоровые ассамблеи».
Одним из ключевых «свиридовских» мероприятий стал фестиваль русской музыки «Покровская осень». Его в октябре провела Новосибирская филармония. В этом году фестиваль было решено посвятить 100-летию со дня рождения композитора и сыграть на открытии мировую премьеру оркестровой версии цикла «Песни странника». Это произведение композитор создал в Новосибирске в 1941-42 годах. За дирижерским пультом – Томас Зандерлинг и Владимир Гусев.
Недавно концерт «К 100-летию со дня рождения Георгия Свиридова» прошел в большом зале Московской консерватории. Главным сюрпризом юбилейного вечера стало первое исполнение поэмы «Отчалившая Русь» в оркестровом сопровождении. Сам композитор причислял этот цикл из 12 песен на стихи Есенина к лучшим своим произведениям, хотя и не успел окончить его при жизни. Инструментовка подготовлена дирижером русского народного оркестра «Душа России» Владимиром Шкуровским при помощи племянника композитора Александра Белоненко.
Праздничные мероприятия к юбилею курского композитора в масштабе всей страны удалось организовать во многом благодаря усилиям губернатора Курской области Александра Михайлова. Еще в 2012 году глава региона обратился к министру культуры Владимиру Мединскому с предложением «придать юбилею федеральный статус». «Учитывая масштаб творчества Георгия Свиридова и его всемирную известность, справедливо, если юбилей композитора будут отмечать не только в Курске», – писал в своем обращении Александр Михайлов. Об этой же идее курский губернатор в мае прошлого года рассказывал президенту Владимиру Путину. Летом 2014-го премьер Дмитрий Медведев принял предложенное Министерством культуры предложение о праздновании в 2015 году 100-летия со дня рождения Георгия Свиридова. Также премьер поручил ведомству разработать и утвердить план мероприятий по подготовке к памятной дате. Советник президента по культуре Владимир Толстой тогда отмечал, что свое участие в праздничных мероприятиях подтвердили 47 регионов России. В Курской области, где родился Георгий Свиридов, особое внимание к юбилею композитора. На проведение всех этих мероприятий из областного бюджета на два года было выделено не менее 17 млн руб.
Курский соловей
В 50 км от Курска на севере области расположен небольшой город Фатеж, где Георгий Свиридов провел первые девять лет жизни. «Для него это было счастливое время. Казалось, что все как в сказке. Пахло медом, воском, ладаном. И запахи эти всплывали в памяти многие годы спустя ароматным облаком», – вспоминает о детстве Свиридова в Фатеже его близкий друг, оперный певец Александр Ведерников.
Следующие восемь лет жизни композитора были связаны со столицей «соловьиного края». В Курске он учился играть на рояле, хотя, по воспоминаниям его знакомых, сочинителя тогда «больше привлекала балалайка». В 17 лет Георгий Свиридов уехал из Курска в Ленинград, где начал учиться на фортепьянном отделении Центрального музыкального техникума. Завершил он образование в предвоенное время в Ленинградской консерватории. Стоит отметить, что там он учился у самого Дмитрия Шостаковича. «У учителя и ученика были разные взгляды, и это шире чем “прав – виноват, за – против”. Шостакович впитывал в себя с детских лет столичную культуру. Свиридов же – едва ли не единственный из выдающихся русских композиторов – выходец из крестьян, родился в провинции», – делился впечатлениями в одном из интервью племянник композитора Александр Белоненко.
Примечательно, что первые произведения, которые принесли молодому композитору первый успех и известность, он написал именно в Курске. Речь о цикле из шести романсов на слова Александра Пушкина: «Роняет лес багряный свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры». Все они были созданы в конце 1935 года, когда Свиридов из-за болезни вернулся из Ленинграда в Курск. Уже позднее искусствоведы будут сравнивать этот период его творчества с «болдинской осенью» Пушкина. «Родина – это совсем не только симпатичное и приятное, но и горькое и больное, а иногда и ненавистное. Все есть в этом понятии, в твоем чувстве к ней, без которого почему-то жизнь теряет смысл», – писал в 1985 году Свиридов в своих дневниках, имея в виду, вероятнее всего, Курскую область.
После окончания консерватории Георгий Свиридов жил в Новосибирске, Ленинграде и Москве. Писал симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы. К «курским» темам в творчестве он вернулся только в 1960-е годы. В этот период искусствоведы отмечали «пристрастие композитора к первооснове народной музыки». На этой волне пишет вокальный цикл «Курские песни», который впоследствии назовут «вершиной творчества Свиридова тех лет» и «одним из шедевров советской музыки». Основой для цикла послужили народные песни Курской области, записанные группой фольклористов и изданные в конце пятидесятых годов. В «Курских песнях» не проступают черты какой-либо определенной эпохи. Однако в музыке этого произведения нашла отражение жизнь русского народа со всеми его особенностями.
По мнению главы Курской области Александра Михайлова, Георгий Свиридов является символом курской земли и «великой эпохи». Искусствоведы называют Свиридова одним из самых «русских» композиторов. Вероятно, впечатления детства, проведенного композитором на его малой родине в Курской области, стали решающими во всей его дальнейшей жизни. «Мне кажется, в искусстве главное – это как раз то, чего вообще нельзя придумать», – говорил Георгий Свиридов.
Отметим, что еще в 1968 году сам композитор стал инициатором проведения в Курске музыкального фестиваля, на котором были исполнены его «Патетическая оратория», «Курские песни» и другие произведения. Позднее именно это мероприятие выросло в традицию проведения в регионе регулярных Свиридовских музыкальных фестивалей.
Время, постой!
У музыки Георгия Свиридова есть две всем известных визитных карточки. Первая из них – это очень точно выразившая интонацию советского энтузиазма звуковая заставка к программе «Время» (из музыки к фильму «Время, вперед!»). Вторая – вальс к фильму «Метель» по повести Александра Пушкина. Впрочем, эти два произведения не могут целиком отразить картину музыкальных интересов Свиридова.
Исходной датой творчества Свиридова искусствоведы склонны считать написанный в Курске цикл романсов на стихи Пушкина. Его композитор создал в неполные 20 лет. Что примечательно, инструментальную музыку Свиридов писал только во время своего творческого становления – 1930-1940 годы. В это время он работал над симфонией, фортепианным концертом, сонатами и прочим.
По мнению музыкальных критиков, «полная творческая зрелость и независимость» пришли к композитору в 1940-1950 годах. Тогда главной в творчестве Свиридова стала вокальная музыка (песни, романсы, вокальные циклы, кантаты, оратории, хоровые произведения). В эти же года он создал свой жанр так называемой вокальной циклической поэмы, написал песни на стихи Роберта Бернса, оратории «Поэма памяти Есенина» и «Патетическая» (на стихотворение Владимира Маяковского). В послевоенные годы композитор делает обработки для хора известных в союзе песен: «Славное море, священный Байкал», «Вечерний звон», «Что затуманилась, зоренька ясная», «Огородник», «Когда я на почте служил ямщиком».
Музыка Свиридова стала классикой советского искусства XX века во многом из-за ее глубины, гармоничности, тесной связи с богатыми традициями русской музыкальной культуры. Его произведения благодаря простоте легко отличить от произведений других композиторов. Но эта простота, скорее, сродни лаконизму. Один из примеров – цикл «Курские песни». «В его музыке, – говорит о “Курских песнях” Дмитрий Шостакович, – нот мало, а музыки очень много».
«В том-то и феноменальная особенность свиридовского творчества, что, несмотря на академичность стиля и жанров, потребность в высококачественном исполнении, по сути своей оно есть творчество народное, то есть обретшее жизнь в самых широких слоях общества, – полагает музыковед Алексей Вульфов. – Музыка Свиридова любима и нужна. Он создатель всенародно знаменитых сочинений – достаточно лишь произнести слово “Метель”. Музыка Свиридова достигла высших критериев нужности и востребованности. Его играют уличные музыканты, как играл Моцарта слепой скрипач в “Моцарте и Сальери” Пушкина. Произведения Свиридова прочно вошли в репертуар музыкальных школ, училищ и консерваторий наравне с произведениями классики».
Смещение центра
«Курск сегодня стал своеобразной столицей свиридовского творчества», – уверен племянник композитора, исследователь его творчества Александр Белоненко. В администрации Курской области добавляют, что «работа по увековечению памяти выдающихся деятелей искусства» – один их приоритетов социальной политики региона.
Первый памятник Георгию Свиридову в областном центре открылся еще в 2005 году – меньше чем через 10 лет после его кончины. Открытие было приурочено к 90-летию композитора. Памятник расположен в самом центре Курска, на улице Ленина. Что примечательно – на том же месте, где раньше находилась музыкальная школа, в которую ходил Свиридов. На монументе выгравированы слова, которые сам композитор считал своим творческим девизом: «Воспеть Русь, где господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться». Теперь вокруг этого памятника городские власти обустраивают сквер имени композитора. Здесь должны поставить скамейки, благоустроить газоны, реконструировать фонтан и организовать освещение. Общая стоимость проекта, по оценке местных властей, составляет порядка 5 млн руб. Обустройство сквера планируется завершить до конца года.
В том же 2005 году в Фатеже открылся мемориальный дом-музей композитора. А к 100-летнему юбилею Свиридова музей отреставрировали – работы прошли весной этого года. Музей располагается в здании старинного особняка. В начале XX века два этажа этого дома занимало почтово-телеграфное ведомство, третий этаж был переоборудован под служебные квартиры. В одной из них жила семья будущего композитора. В экспозиции музея отражены все периоды жизни и деятельности Свиридова – детские годы, годы жизни в Курске, Ленинграде, Москве. Также в музее показан весь творческий путь великого композитора. Интерьер музея формируется за счет мебели начала XX века, сохранившейся до нашего времени, и первого музыкального инструмента Свиридова – рояля фирмы «Беккер», появившегося в семье в 1920 году. В экспозицию музея также входят редкие документы, фотографии, ноты, вещи с рабочего стола композитора. В начале октября нынешнего года на родине композитора, в Фатеже, открылся бюст композитора. Автором скульптуры является заслуженный художник России Игорь Минин.
Еще один масштабный проект курских властей в сфере культуры – Свиридовский центр искусств. Его основная цель – организовывать и координировать различные мероприятия, связанные с именем Георгия Свиридова. Речь идет о музыкальных конкурсах и фестивалях, концертах, презентациях книг, а также показах кинофильмов. Центр искусств включает в себя и выставочное пространство, в котором воссоздается интерьер московской квартиры композитора. Там уже собраны уникальные архивные пленки и личные вещи композитора. Полномасштабное открытие центра намечено на дни празднования 100-летнего юбилея композитора, но с весны он уже начал работу. Пока центр временно располагается в Курском литературном музее.
Основное культурное мероприятие Курска из числа посвященных 100-летнему юбилею Георгия Свиридова – XVI музыкальный фестиваль имени композитора. Фестиваль стартовал 26 октября и завершается почти в день рождения композитора – 14 декабря. Среди ключевых мероприятий его культурной панорамы – семь концертов, научно-практическая конференция «Свиридовские чтения», благотворительный вечер.
Дело практики
«Творчество Георгия Свиридова приобрело всероссийскую и международную популярность. Этот композитор – воплощение не только своей культуры, но и своей страны, своего народа в целом», – к таким выводам пришли участники ключевого научного мероприятия фестиваля – научно-практической конференции «Свиридовские чтения». Она прошла 28 и 29 октября в Курском музыкальном колледже. Тема конференции – «Творческое наследие Г.В.Свиридова в контексте русской истории и культуры». Как и в предыдущие годы, ее научным руководителем был племянник композитора – президент национального Свиридовского фонда Александр Белоненко. Выступая в Курске 28 октября, он отзывался о композиторе не иначе как о «провидце», угадавшем направления развития современной музыки. «Свиридов – русский гений, который по-настоящему еще не оценен. Его творчество будет иметь огромное значение в возрождении русской культуры», – повторял на конференции Белоненко слова культуролога Дмитрия Лихачева. Один из друзей курского композитора музыковед Алексей Вульфов выступил с докладом «Итоги творчества Георгия Свиридова в контексте европейской музыкальной культуры». «100-летие композитора и мыслителя Георгия Васильевич Свиридова требует осмыслить значение его миссии в истории России, осознать роль и особенности его творчества в развитии культуры нашей страны и всего мира, – говорил Вульфов. – Творчество Свиридова патриотично. Оно неотрывно от истории и жизни его родной страны и народа. По сути, в нем, как в некоем музее или, лучше сказать, фонде памяти, воплотилась национальная идея России».
«Если бы современная Россия ориентировалась на национальные художественные ценности, Свиридов был бы знаменит подобно какому-то легендарному народному герою. Тем не менее актуальность творчества Свиридова будет усиливаться. Без этого имени трудно себе представить и нынешнюю, и дальнейшую культурную и социальную жизнь российского государства», – резюмировал Алексей Вульфов. По-видимому, эти слова начинают сбываться.
Всего в ходе двухдневной научной программы конференции выступили 22 докладчика: искусствоведы, преподаватели и студенты. По словам директора колледжа Людмилы Чунихиной, для участия в конференции поступило более 70 заявок из 47 заведений образования и культуры. В их числе гости из Белоруссии, Казахстана и Украины.
.
«Культурное наследие соловьиного края. (Курская область). 2015»