«Аэросоюз» махнул винтом
Компания намерена развиваться в Башкирии
Вертолетная компания «Аэросоюз», развивающая в России сеть многофункциональных дилерских и сервисных вертолетных центров, в том числе по франшизе, намерена выйти на рынок Башкирии. Она планирует оборудовать в Уфе и крупных городах республики сеть центров по хранению частных вертолетов, оказанию услуг пассажирских и бизнес-перевозок с вертолетными и дозаправочными площадками. Вложения в развитие сети в ближайшие три-четыре года в «Аэросоюзе» оценивают в 500 млн рублей. Действующие в Уфе эксплуатанты вертолетной техники отнеслись к планам компании скептично.
О том, что «Аэросоюз» обсуждает с властями Башкирии проект по организации в регионе многофункциональных вертолетных центров и вертолетных площадок, сообщили „Ъ“ в Агентстве по привлечению инвестиций республики и подтвердил заместитель генерального директора компании Тимофей Матисон. В ноябре «Аэросоюз» заключил соглашение о сотрудничестве с республиканской Корпорацией развития, сопровождающей инвестпроекты. Корпорация должна оказать содействие в подборе площадок для строительства центра в Уфе и нескольких вертолетных площадок в крупных городах республики. Запрос, по данным „Ъ“, в частности, был сделан в администрацию Уфы. В мэрии сообщили, что процесс подбора площадок еще не завершен.
О том, что «Аэросоюз» обсуждает с властями Башкирии проект по организации в регионе многофункциональных вертолетных центров и вертолетных площадок, сообщили „Ъ“ в Агентстве по привлечению инвестиций республики и подтвердил заместитель генерального директора компании Тимофей Матисон. В ноябре «Аэросоюз» заключил соглашение о сотрудничестве с республиканской Корпорацией развития, сопровождающей инвестпроекты. Корпорация должна оказать содействие в подборе площадок для строительства четырех вертолетных центров компании в Уфе и еще нескольких — в крупных городах республики. Запрос, по данным „Ъ“, в частности, был сделан в администрацию Уфы. В мэрии сообщили, что процесс подбора площадок еще не завершен.
По словам господина Матисона, «Аэросоюз» готов вложить в развитие бизнеса в регионе 500 млн руб. На первом этапе планируется построить вертолетный центр, три-четыре посадочные площадки в Уфе и по одной площадке в Салавате, Кумертау, Октябрьском. В перспективе, полагают в компании, вертолетные и дозаправочные площадки могут появиться в каждом муниципалитете. Реализация первой очереди проекта может занять три-четыре года, окупить вложения в компании рассчитывают за шесть-семь лет, отметил Тимофей Матисон. Компания намерена помимо продажи и обслуживания вертолетов развивать услуги вертолетного пассажирского и бизнес-сообщения, в том числе аэротакси.
• ЗАО «Вертолетная компания „Аэросоюз“» зарегистрировано в декабре 2009 года. Является официальным дилером и сервисным центром Robinson Helicopter Company (USA), AgustaWestland (Италия) и Eurocopter (Франция). Специализируется на продаже, регистрации, обслуживании частных вертолетов, обучает пилотов. Имеет четыре вертолетных центра в Москве и один в Волгограде. Франчайзинговые партнеры «Аэросоюза» работают в Екатеринбурге и Хабаровске. До конца 2016 года компания планирует развернуть сеть центров в 40 регионах РФ. Выручка ЗАО в 2014 году составила, по данным Kartoteka.ru, 1,12 млрд руб., чистая прибыль — 9,5 млн руб. 100% акций ЗАО владеет предприниматель Дмитрий Климчук.
С 2009 года в Уфе работает франчайзи «Аэросоюза» — «ООО Аэросоюз-Уфа», 50% в котором владеет Александр Климчук и красноярский предприниматель Роман Серый. Компания оборудовала вертолетную площадку на аэродроме в Первушино. По данным арбитражного суда, сейчас она через суд пытается оформить вертолетный центр и посадочную площадку в собственность. У «Аэросоюз-Уфы» есть вертолетная площадка у Конгресс-холла, она используется, но права на нее еще не оформлены. Роман Серый сообщил „Ъ“, что вертолетный бизнес в Башкирии имеет нулевую рентабельность, и «это больше хобби».
В «Аэросоюзе» заявили, что новый проект намерены реализовать без участия франчайзи, собственными силами.
Открытых данных об обороте рынка вертолетных услуг в Башкирии и количестве частных владельцев вертолетов нет. На этом рынке работает авиакомпания «Лайт эйр» (бывшие «Уфимские авиалинии»), имеющая контракты на облет объектов нефтеперерабатывающих и трубопроводных предприятий. Несколько лет «Лайт эйр» выполняла заказы на организацию вертолетных перевозок официальным делегациям. Генеральный директор «Лайт эйр» Борис Шангариев при этом отметил, что вертолетный бизнес в республике находится в зачаточном состоянии и ждать оживления его существенного развития не приходится. «Это в Москве более 500 частных вертолетов. У нас желающих купить вертолет и получить лицензию частного пилота за полтора-два миллиона рублей немного»,— отметил он. «Основная деятельность «Аэросоюза» — дилерская: продажа вертолетов, постпродажное обслуживание и развитие инфраструктуры вертолетных площадок. Возможностей для развития пассажирских перевозок у нас, можно сказать, нет»,— добавил он.
«„Аэросоюз“ — большие энтузиасты, что, конечно, похвально, но нынешняя обстановка совершенно не располагает к этому бизнесу,— отметил генеральный директор агентства Infomost Борис Рыбак.— Во-первых, в России далеко не благоприятная ситуация с регулированием полетов. Получить разрешение на полеты общего назначения, куда входят и вертолетные услуги, крайне сложно. «Аэросоюз» пытается проложить маршруты над реками, но особо не получается. Второй сдерживающий фактор — это дороговизна полетов и вертолетов. Да, в Москве их оформлено около 500, и что? Они стоят в ангарах. Думаю, что ребята заходят в регион, просто надеясь на лучшее. С другой стороны, если не начать этот бизнес, он никогда не начнется».