Инсорсинг перешел от слов к делу

Американские компании готовы активно возвращать рабочие места из Китая в США

Начавшаяся несколько лет назад тенденция переноса рабочих мест из Китая в развитые страны, в том числе в США, окончательно стала одной из основных стратегий развития производства в американских компаниях. Теперь большинство компаний собираются или уже переносят производство из Китая в США, тогда как два-три года назад такие компании были в явном меньшинстве.

Фото: Stringer CHINA OUT. NO COMMERCIAL OR EDITORIAL SALES IN CHINA, Reuters

Сегодня международная консалтинговая компания The Boston Consulting Group (BCG) опубликовала результаты ежегодного опроса руководителей промышленных предприятий США. 17% респондентов сообщили, что активно занимаются возвращением производства в США, что в 2,5 раза больше числа респондентов, активно занимавшихся возвращением производства из-за рубежа в 2012 году.

Растет число компаний, переходящих от «рассмотрения возможностей» к «действиям». 31% опрошенных руководителей компаний разместили бы новые производственные мощности, предназначенные для обслуживания американского рынка, в США; для сравнения, Китай выбрали бы 20%. Таким образом BCG зафиксировала значительные изменения по сравнению с ситуацией, наблюдавшейся два года назад, когда Китай предпочли 30% респондентов, а США — 26%. Первые признаки этого процесса были отмечены еще в конце 2011—начале 2012 года, когда некоторые крупные промышленные компании начали вводить на своих американских предприятиях дополнительные смены (GM, Ford, Chrysler), а такие компании, как Caterpillar и DuPont, начали вкладывать десятки миллионов долларов в расширение производства в США.

Теперь же, по данным исследования BCG, этот процесс принял более массовый характер. В рамках исследования было получено 263 ответа от респондентов, работающих в компаниях, которые осуществляют производство в США и за рубежом и производят товары для потребления как в США, так и за пределами страны. Опрос проводился среди сотрудников, отвечающих за принятие решений, которые работают в компаниях с годовой выручкой не менее $1 млрд. Доля руководителей, которые говорят, что их компании активно занимаются возвращением производства в США, выросла на 9% по сравнению с 2014 годом и примерно на 250% по сравнению с 2012 годом. Это свидетельствует о том, что те компании, которые в предыдущие годы рассматривали возможность возвращения производства в США, теперь принимают соответствующие меры. В этом году исследование подтвердило, что на решение руководителей о возвращении производства в США значительное влияние оказывают такие факторы, как логистика, стоимость товарно-материальных запасов, беспрепятственное ведение бизнеса и риски, связанные с управлением длинной цепочкой поставок. 76% респондентов сказали, что главной причиной возвращения из-за рубежа производства товаров, продаваемых в США, является стремление к «сокращению цепочки поставок»; в то же время 70% опрошенных назвали в качестве причины снижение затрат на транспортировку, а 64% респондентов заявили о желании «быть ближе к потребителям».

50% респондентов сказали, что ожидают, что в результате возвращения производства из-за рубежа число рабочих мест на их производственных предприятиях на территории США в ближайшие пять лет возрастет как минимум на 5%; 27% опрошенных ожидают, что прирост числа рабочих мест составит не менее 10%. «Такие результаты подчеркивают, насколько сильно в США изменилось отношение к промышленному производству на территории страны всего за несколько лет»,— отметил Гарольд Л. Сиркин, старший партнер BCG и один из авторов серии докладов Made in America, Again, посвященных изменениям в экономике мирового промышленного производства, публикация которых началась в 2011 году.

Евгений Хвостик

Вся лента